Top left design element Top right design element
Главная Музыка и Видео Галерея Статьи Блог Ссылки Форум Почта Контакты Регистрация Вход
Главная » Статьи » Статьи

В категории материалов: 47
Показано материалов: 1-30
Страницы: 1 2 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Вид и описание медалей за покорение Кавказа

Статьи | Просмотров: 58 | Добавил: Admin | Дата: 14.10.2018 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Осенью 1861 года на далекое расстояние разнесся слух о приезде в Хамкеты русского царя для переговоров с представителями абадзехского народа. Рассказ об этом эпизоде не раз я слышал в пересказе абадзехских стариков, но наиболее полным и красноречивым был рассказ моего дяди Магомчерия Магомедовича Азаматова-Бгуашева, который слыл за правдивого и интересного рассказчика. Он говорил, что в ту пору ему было 20 лет и что он один из множества черкесских юношей, прискакавших, на столь знаменательное зрелище. Народу было видимо-невидимо. Пешая масса стояла по кругу, ее замыкали всадники, внутри был свободный круг. 

Статьи | Просмотров: 59 | Добавил: Admin | Дата: 14.10.2018 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Впервые классификация введена в научных обиход Хараевой Ф. Ф. "Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка адыгов", М. 2000г.

Статьи | Просмотров: 886 | Добавил: Admin | Дата: 09.09.2016 | Рейтинг: 5.0/1 | Комментарии (0)

История кабардинского народа теснейшим образом связана с историей создания, использования и совершенствования лошадей кабардинской породы, получившей широкую известность далеко за пределами Кавказа. 
Статьи | Просмотров: 1531 | Добавил: CultureAdmin | Дата: 31.10.2012 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Из всех горских племен кабардинцы завоевали наиболее громкую известность, благодаря своему рыцарскому и воинственному духу, храбрости, проявленной ими в борьбе против крымских татар и в других исторических ситуациях, а также в силу того главенствующего положения, которое они занимали по отношению к своим соседям. В русской истории они известны под именем «пятигорские черкесы», которое происходит от названия горы Бештау (по-русски — Пятигорье), в окрестностях которой они проживают. Существует множество преданий о происхождении кабардинцев, и мы приведем здесь некоторые из них, воздерживаясь, однако, от каких бы то ни было заключений.
Статьи | Просмотров: 1726 | Добавил: CultureAdmin | Дата: 31.10.2012 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (1)

Начнем с главного субъекта этикета – с мужчины – адыгэлI. Как он должен был выглядеть в плане адыгэ нэмыс, адыгэ хабзэ, чего от него требовал адыгский этикет.
Статьи | Просмотров: 6081 | Добавил: CultureAdmin | Дата: 29.10.2012 | Рейтинг: 3.8/4 | Комментарии (0)

Т. М. Керашев вспоминал: «Адыги ничего не жалели, чтобы как можно красивее одеть своих дочерей. Они считали, что красивая одежда обязывает девушку вести себя прилично, с достоинством. При этом у них вкус к одежде был изысканный, ничего лишнего, ничего аляпистого они не позволяли. Чувство меры ощутимо присутствовало во всех их нарядах...»
Статьи | Просмотров: 5148 | Добавил: CultureAdmin | Дата: 29.10.2012 | Рейтинг: 5.0/3 | Комментарии (1)

Вряд ли можно серьезно полагать, что такую сугубо личностную область общения, как взаимоотношения между юношей и девушкой можно жестко регламентировать. Но вместе с тем эти отношения представляют часть жизнедеятельности всего общественного организма, и поэтому их формы выражения тоже зависят от тех этикетных норм и правил, которые доминируют в обществе.
Строгие рыцарские правила поведения и взаимоотношений не давали особой раскованности, что побуждало к поискам этикетно оправданных и зачастую «непрямых» форм для раскрытия молодыми людьми взаимных чувств.

Статьи | Просмотров: 2800 | Добавил: CultureAdmin | Дата: 29.10.2012 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Прежде всего следует сказать, что свадьба – это ответственный шаг в жизни каждого человека. Предполагается, что свадьба должна быть один раз в жизни. Уже это намек на серьезное  отношение к семье. Поэтому свадьба планируется, организуется и проводится с учетом этого. Если у человека свадьба случается второй раз, то она уже не бывает такой торжественной. Известно, однако, что свадьбы в нашей жизни встречаются разные: по широте, торжественности, яркости, веселью, пышности и культуре.

Статьи | Просмотров: 1585 | Добавил: CultureAdmin | Дата: 29.10.2012 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (1)

Адыгский этикет определяет воспитание девочек и мальчиков, девушек и юношей в аспекте их взаимоотношений таким образом, что привилегия отдается мужчине. Это выражается в том, что среди родителей мать должна поступать в согласии с отцом, слушаться отца, жена должна слушаться мужа, сестра – брата, женщина – мужчину. Мужчина – это ум, достоинство, совесть и сила рода.

Статьи | Просмотров: 2360 | Добавил: CultureAdmin | Дата: 29.10.2012 | Рейтинг: 5.0/1 | Комментарии (0)

Интересно заметить, что в адыгских языках слово «старший» чаще всего употребляется в форме единственного числа с обобщающим значением. Это означает, что для молодого адыга любой старший  (родной, неродной, родственник, просто знакомый и вовсе незнакомый) имеет все известные привилегии. В частности, он должен был быть готовым выслушать любое замечание от любого старшего, принять его к сведению, извиниться перед ним и поблагодарить его. Всяческие пререкания со старшими считаются, согласно традиционному этикету, признаками дурного воспитания.

Статьи | Просмотров: 2028 | Добавил: CultureAdmin | Дата: 29.10.2012 | Рейтинг: 5.0/1 | Комментарии (0)

Адыгскому речевому этикету не свойственны в ситуации обращения речевые этикетные формулы, широко употребляющиеся в русском: Товарищ! Гражданин! Гражданочка! Девушка! Женщина! и т. п. А тем более речевые этикетные формулы типа: «Девушка в клетку», «Женщина и сером», «Мужчина в шляпе» и т. п. С таким назначением употребляются этикетные речевые формулы: «Си щIалэ», «Си хъыджэбз цIыкIу», «Си дахэ» («Мой мальчик», «Моя девочка», «Моя красавица»), адресованные незнакомым молодым людям; «Сыгъэлъагъут, си хъыджэбз цIыкIу (си дахэ, си щIалэ, си псэм хуэдэ, си псэ и т. д.). 

Статьи | Просмотров: 1430 | Добавил: CultureAdmin | Дата: 29.10.2012 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

В данной ситуации посредник предлагает познакомиться двум или большему количеству незнакомых друг с другом людей, поочередно представляя их по имени, отчеству, фамилии, а в случае необходимости или уместности , называя и общественное положение. Очередность определяется по старшинству (по возрасту) и по общественному положению, наличием среди них женщин.

Статьи | Просмотров: 1447 | Добавил: CultureAdmin | Дата: 29.10.2012 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Мы знаем, что отношения между людьми весьма неоднозначны: есть отношения равноправные, неравноправные, родственные, дружеские, приятельские, теплые, холодные, высокомерные, легкие, тяжелые, натянутые, напряженные и т. п. Сложность в том, что все оттенки человеческих отношений находят свое отражение в этикете, в частности, в речевом этикете. Проблемами речевого этикета, другими словами, природой человеческого общения, его формами занимаются многие научные направления, такие, как психолингвистика, социолингвистика, паралингвистика, этнолингвистика и т. д.
В адыгском языке существует большое число приветственных слов и устойчивых словосочетаний, приуроченных к самым различным ситуациям. 
Статьи | Просмотров: 3173 | Добавил: CultureAdmin | Дата: 29.10.2012 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

В русском языке употребительны несколько популярных формул прощания: «До свидания!» «До встречи!» «До скорой встречи!» «До завтра!» и т. д., а также: «Прощай!» «Прощайте!» Последние, в отличие от предыдущих акцентируют внимание больше на временной протяженности срока, а то и обозначают расставание навсегда. 
Статьи | Просмотров: 3495 | Добавил: CultureAdmin | Дата: 29.10.2012 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Наличие в формуле поздравления степенных определителей (определителей степени) типа: от всей души – си псэм къыбгъэдэкIыу, от всего сердца – си гум къыбгъэдэкIыу, сердечно поздравляю придают поздравлению повышенный эмоционально-экспрессивный тон. Тон, свойственный интеллигентам старшего поколения, обеспечивается включением компонентов: примите мои поздравления с..., примите от меня, от моей семьи самые искренние..., и т. д. Надо сказать, что все перечисленные формулы имеют налет книжности, искусственности, но все же они бытуют в речи современных адыгов. Более традиционные формулы связаны с упоминанием бога. Это признаки высокого стиля. Традиционные поздравительные формулы трудно отделить от благопожеланий.
Статьи | Просмотров: 14304 | Добавил: CultureAdmin | Дата: 29.10.2012 | Рейтинг: 5.0/5 | Комментарии (1)

Адыгэ нэмыс, адыгэ хабзэ устанавливают строго определенные нормы поведения как относительно хозяев, всех членов семьи, так и самого гостя. Начиная с появления гостя во дворе хозяина у коновязи до самых его проводов все было подробно расписано: как приветствовать гостя, как пригласить его в дом, в кунацкую, как проводить в комнату и посадить, какое место ему предложить за столом, на какие темы вести разговор при госте, какие вопросы позволительно задавать ему, как его занимать (веселить, развлекать) после застолья, как проводить на ночной отдых, кто и как обхаживает его одежду, его лошадь (быков) и т. д.
Статьи | Просмотров: 5123 | Добавил: CultureAdmin | Дата: 29.10.2012 | Рейтинг: 4.0/2 | Комментарии (1)

Сколько бы хлопот ни доставлял хозяину обычай гостеприимства независимо от его социального и экономического положения, уважающий себя адыг готов был сделать все, чтобы не ударить лицом в грязь, т.е. принять любого гостя, исполнить долг гостеприимства на высоком уровне , если даже приходилось для этого добывать то, чего у него дома никогда не бывало. 
Статьи | Просмотров: 1496 | Добавил: CultureAdmin | Дата: 29.10.2012 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Тамадой мог быть только старший по возрасту, человек опытный, могущий беспроблемно сориентироваться в любой ситуации, приспособиться к любому составу присутствующих, владеющий богатством языка своего народа (красноречие), знаток этикета, умеющий красиво и образно вести беседу.
Статьи | Просмотров: 2375 | Добавил: CultureAdmin | Дата: 29.10.2012 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Адыгский культурный этос (сумма представлений о том, как следует поступать в тех или иных ситуациях) полностью подчинен адыгагъэ - системе нравственных принципов, традиций, обычаев, присущих только адыгам.
Статьи | Просмотров: 3260 | Добавил: CultureAdmin | Дата: 29.10.2012 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Адыгская семья, ее нравы и требования были основным источником, из которого молодой человек получал уроки жизни. Воспитание в адыгских семьях начиналось с малолетства и велось пожизненно, носило непрерывный характер. Основой всего был личный пример родителей.
Статьи | Просмотров: 5024 | Добавил: CultureAdmin | Дата: 29.10.2012 | Рейтинг: 2.0/2 | Комментарии (0)

    С учетом ПРЕДЛОЖЕННОГО нам содержания этнонима "черкесы" и объективной НЕПОЛНОЦЕННОСТИ «Заключение РАН об этнониме Черкес», повлекшего  противопоставление этнонимов ЧЕРКЕСЫ и АБАЗА - здесь размещено  принципиально важное дополнение.

Статьи | Просмотров: 2026 | Author: Азамат Джендубаев | Добавил: Admin | Дата: 14.10.2012 | Рейтинг: 3.0/2 | Комментарии (0)

Глубокое духовное родство и взаимное проникновение интересов издавна обусловили сближение народов Кабардино-Балкарии с Россией. Уже в XVI веке при дворе великих князей московских появляются выходцы с Кавказа, представители знатных тамошних  родов.

На Руси всякого выходца с Кавказа называли черкасом. Прозвище черкас (а в основном, это были кабардинцы) со временем трансформировалось в фамилию Черкасские. Кавказские мурзы сделались русскими князьями. Так явилось в России целое сословие князей Черкасских, многие из которых составили честь и славу своей новой Родины. Перед тем, как назвать славные имена князей Черкасских, отмечу тот малоизвестный факт, что многие места современной Москвы хранят память об этом княжеском роде

Статьи | Просмотров: 3756 | Добавил: Admin | Дата: 18.08.2012 | Рейтинг: 5.0/1 | Комментарии (1)

Ди къуэшыф1хэ, ди шыпхъу дахэхэ!

Л1эщ1ыгъуэ бжыгъэ тек1уэдами, насыпышхуэщ адыгэ псори къызэ-щ1иубыдэн, зэгуригъэ1уэн, къигъэщ1эращ1эжын мурадк1э илъэсих ипэк1э Дунейпсо Адыгэ Хасэр къызэгъэпэща зэрыхъуар.

Статьи | Просмотров: 2186 | Добавил: Admin | Дата: 17.08.2012 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (1)

Факт заимствования кавказскими казаками, да и отчасти русской регулярной армией, расположенной на Востоке, адыгского боевого комплекса является настолько общепризнанным и широко известным, что не может служить предметом научной дискуссии. Тема «кавказского влияния» была достаточно отработана уже в дореволюционной историографии...

Статьи | Просмотров: 3352 | Добавил: Admin | Дата: 29.06.2011 | Рейтинг: 5.0/1 | Комментарии (2)

  
     25 декабря 2008 на 91-м году жизни перестало биться сердце знаменитого ученого – этнографа и фольклориста, талантливого писателя и драматурга, выдающегося деятеля адыгской национальной культуры Зарамука Патуровича КАРДАНГУШЕВА
Статьи | Просмотров: 3168 | Добавил: Admin | Дата: 04.09.2010 | Рейтинг: 5.0/8 | Комментарии (0)


Кузнец погиб — Все, что сковал,— осталось.
Мудрец погиб — Все, что сказал,— осталось.


Статьи | Просмотров: 5781 | Добавил: Admin | Дата: 03.09.2010 | Рейтинг: 5.0/7 | Комментарии (2)

Многие ли из нас черкесов (адыгов) знают что это за дата?

21 мая 1864 года в урочище Кбаада (Къуэбыдэ) черноморского побережья (ныне – Красная Поляна, близ Сочи), состоялся военный парад по случаю победы над Страной Адыгов - Черкесией и депортацией ее населения в Османскую империю.


Статьи | Просмотров: 7314 | Author: Муха | Добавил: Admin | Дата: 31.07.2010 | Рейтинг: 4.2/6 | Комментарии (5)

  Текуева М.А.  
Исторический вестник.  Вып. III. Нальчик, 2006. С. 226-241.

 
СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ АДЫГОВ

    Изучая взаимоотношения мужчин и женщин и их социальные статусы, невозможно оставить в стороне сексуальный аспект этих взаимоотношений. До недавних пор исследование сексуальности было прерогативой в основном медицины и психоанализа, но и этнографическая наука внесла серьезный вклад в описание и объяснение экзотических для европейцев эротических особенностей жизни разных народов мира.
Статьи | Просмотров: 45428 | Author: Текуева М.А | Добавил: Admin | Дата: 25.03.2010 | Рейтинг: 4.0/11 | Комментарии (26)

Е. А. Нальчикова

Кабардино-Балкарский государственный  университет

    Статья посвящена одному из аспектов погребальной обрядности в традиционной культуре адыгов, в частности женскому участию в ритуалах оплакивания и других способах внешнего выражения траура.  Это первый опыт подобного исследования в этнографии народов Северо-Западного Кавказа.


    Требования адыгского «похоронно-поминального» этикета были особенно строги к женщинам. В частности, вдове предписывалась специфическая сценарная линия. О предначертанности судьбы жены (женщины) всегда быть возле мужа (мужчины) свидетельствуют некоторые древние ритуалы, отмечавшиеся в похоронной практике адыгов, к примеру, шапсугов, которые до принятия ислама хоронили супругов вместе. Если жена умирала раньше, то при похоронах мужа ее останки откапывали и размещали возле тела покойного [1]. В сказании о герое Хасанше Шогенокове говорится, что после трагической гибели его и самоубийства невесты также «погребли их в одной могиле» [2]. В величальной песне, посвященной герою, эта процедура описана следующим образом: «…зи тыхь щIасэри зи кхъащхьэм щагъэтIылъыжыр – Шэджэмокъуэм и къуэкIэ Хьэсаншт» («… чьей любви жертву дорогую кому в могилу кладут – это Шаджамоко сын Хасанш») [3].

Статьи | Просмотров: 6111 | Author: Е. А. Нальчикова | Добавил: Admin | Дата: 22.03.2010 | Рейтинг: 5.0/1 | Комментарии (0)

1-30 31-47
Top left design element
Top right design element