Top left design element Top right design element
Главная Музыка и Видео Галерея Статьи Блог Ссылки Форум Почта Контакты Регистрация Вход
Главная » Статьи » Статьи

Мы – ЧЕРКЕСЫ, и не имеем права быть «жертвами» научных заключений (Авторская статья)
Заключение РАН об этнониме Черкес и топониме Черкесия

http://www.aheku.org/page-id-2080.html

    С учетом ПРЕДЛОЖЕННОГО нам содержания этнонима "черкесы" и объективной НЕПОЛНОЦЕННОСТИ «Заключение РАН об этнониме Черкес», повлекшего  противопоставление этнонимов ЧЕРКЕСЫ и АБАЗА - здесь размещено  принципиально важное дополнение.
Надеюсь, что буду правильно понят, если скажу, что был практически первым российским (советским) ученым, который провел систематизацию и анализ понятия "национальное самосознание" еще в 1991 году -  Автор: Джендубаев, Азамат Романович. Тема: Религиозное и историческое в национальном самосознании: (По материалам Северного Кавказа).  http://www.dissers.info/abstract_456267.html

    С тех пор много что изменилось в плане событий на Северном Кавказе, в России в целом. И мало что изменилось в науке. Читаем – «Национальная философская энциклопедия» (http://www.terme.ru/), результат поиска "национальное самосознание = 0"
Есть и другие академические словари, где встречаются различные, почти литературно-художественные определения (например
Теперь по сути проблемы - любые внешние определения этносов, в том числе научные, без учета их (этносов) представления о самих себе - некорректны. И они могут иметь самые печальные последствия.

    Мной на философском, т.е. на строго понятийном научном уровне, подтвержденном этнологическими данными, было доказано, что структуру самосознания любого "народа" (не путать с "нацией"), как этно-социального образования, составляют 2 (два)элемента:
1.      атостереотип; (по автостереотипам информация здесь )
(его часть - автоэтноним (от др.-греч. αὐτός «сам, он» + έ̓θνος «народ, племя» + ὄνυμα «имя».) — буквально «самоназвание народа»)
2.      осознанные интересы (не путать с "потребностями").

Не уходя в научные глубины, отметим, что мы как народ серьезно "буксуем" в зоне первого элемента, и находимся в абсолютном "провале" в зоне второго.

    Скажу сразу - это вина наших национальных интеллектуалов, а не происки внешних "врагов". Тема отдельная.
Так кто такие черкесы с учетом нашего самосознания в его научном понимании? Очевидно, что это АДЫГИ. Теперь самый интересный сюжет с учетом «автостереотипов». Часть адыгов устойчиво осознает себя на "субэтническом" уровне как "кабардинцы", "шапсуги" и др. Т.е. для них понятие "адыги" имеет  метаэтнический, т.е. сверхэтнический (общеэтнический), объединяющий характер. В отличие от субэтнического (понятия племени), имеющего разделяющий  характер. Это важно помнить для последующего анализа.
Теперь об одной из самых болевых точек в «черкесском мире». Народ АБАЗА - черкесы?

    Никто из наших народов черкесами «изнутри» себя не называет. Значит, возникает следующий вопрос: «абаза» - АДЫГИ? Мы имеем ситуацию, когда следует исходить не из внешне навязываемых представлений, а учитывать автостереотип (представление о самих себе) самих абазин. Опять же, не уходя в научные глубины, обратим внимание, как определяют себя сами абазины. На «субэтническом» уровне – это «абаза», равнинные или горные. А как называют себя абазины на «метаэтническом» уровне? Это - «АДЫГИ». «Адыгума? = Ты абазин?» - спросит абазин другого человека. И если выяснится, что тот не абазин, но адыг, то он для абазина тоже «свой», но «кабардинец». Абазины, в силу произошедших исторических событий (тоже отдельная тема) всех других адыгов - соседей - называют «кабардинцы».

    При этом точно так же, как НИКТО из адыгских народов «во вне» не может претендовать на «эксклюзивное» название ЧЕРКЕСЫ, точно так же, НИКТО из адыгских племен «внутри», не может претендовать на «эксклюзив»  названия АДЫГИ.
ЭТО НАШ ОБЩИЙ АВТОЭТНОНИМ.  Из этого логически вытекает, что народ АБАЗА –  ЧЕРКЕСЫ (относительно абхазов, также тема отдельная, но и они, с учетом ряда особенностей - черкесы).  При желании на этом можно поставить точку. Но тут вмешивается ПОЛИТИКА. Путаницу вносит то, что общее имя "черкесы" с 20-х годов прошлого века законодательно, без учета самоназвания, в целях разделения адыгских народов, было закреплено за нынешнеми жителями КЧР из числа кабардинцев, бесленеевцев, жанэ и других адыгских племен. Чисто бюрократический акт принес "желаемый" результат - невольную "монополию" части адыгов на экзоэтническое, т.е. внешнее и неупотребимое самим народом, название ЧЕРКЕСЫ. При этом ситуация порой доходит до абсурда - когда ВСЕ об этом знают, но часть местных политиков и национальных лидеров использует этот истроический "казус" в своих корыстных интересах. При этом одним из главных инстументов для противопоставления народов используется языковое различие.
Но то, что мы потеряли в лице УБЫХОВ носителей особого синтетического языка не повод терять нам и свое единое национальное самосознание.

    В конечном итоге, оно базируется на нашей ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ. А она есть отражение РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЙ, которые НИКОГДА не прекращались и не прекращаются. Мы сами СЕГОДНЯ творим свою историю, которая отразится в «исторической памяти», а она повлияет на содержание нашего «национального самосознания».

    Надо помнить, что мы объединены не только через кровь единых предков, которая в нас течет, но и через единую судьбу - общую историю, семейные и родственные узы, через кровь, которую мы вместе проливали.
Только ОТ НАС САМИХ ЗАВИСИТ - ПОЙДЕМ ЛИ МЫ ДАЛЬШЕ КАК ЕДИНЫЙ НАРОД, КАК НАШИ ПРЕДКИ, ИЛИ РАЗБРЕДЕМСЯ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ под влиянием политических поводырей, их "спонсоров" и "кураторов".

    Это не просто вопрос ТЕОРИИ, это вопрос ЖИЗНИ. И здесь решающую роль играет вопрос соотношения ИНТЕРЕСОВ НАРОДА и его ЭЛИТЫ.

    КТО сегодня представляет ЧЕРКЕССКУЮ ЭЛИТУ? ЧТО сегодня представляет из себя ЧЕРКЕССКАЯ ЭЛИТА? Насколько её интересы совпадают с интересами ЧЕРКЕССКОГО НАРОДА? Это сегодня самый главный вопрос. И ответить на него должна САМА ЭЛИТА.

    Всем нам надо помнить, что Олимпиада в Сочи ПРОЙДЕТ, "прочеркесская" политика нынешнего режима в Грузии может ЗАКОНЧИТЬСЯ так же быстро, как началась. А всем нам жить дальше, все мы несем ответственность перед ПРЕДКАМИ, но еще большую - перед ПОТОМКАМИ. 

Будем об ЭТОМ помнить.

Азамат Джендубаев,

философ

Категория: Статьи | Добавил: Admin (14.10.2012) | Автор: Азамат Джендубаев
Просмотров: 3373 | Рейтинг: 3.7 |

Top left design element
Top right design element