Музыка и танец Кабарды Из статьи «Музыка и танец Кабарды» журнал «Народное творчество Вып.6 1937г. …..«Кабардинским песням свойственна особая поэтическая образность. Музыкальное строение этих песен обычно такое: старик – запевала ведет весь рассказ певучим речитативом. а мужской хор из строфы в строфу вторит ему унисонным напевом – без слов, но чрезвычайно музыкально, выразительно. Напев этот накрепко связан по выразительности с героическим, либо лирическим характером основной мелодии-речитатива. Солист сопровождает пение мимикой и жестами. Как бы рассказывая окружающим о событиях. Коих он был непосредственным свидетелем или участником, при этом почти непрерывно импровизирует новые музыкальные интонации в связи с развитием словесного рассказа. Редко удается записать устойчивый вариант запева. В большинстве случаев певучий речитатив понемногу переходит в почти речевую декламацию, сохраняя лишь повторность музыкального метра и ритма, и только унисонный хор строго ведет свой напев до конца песни. По содержанию песни этого типа можно разделить на несколько видов: 1.Древнейшие легенды о языческих божествах и титанах: «пщимазитха» - лесной царь, «тхашуб» - замечательный вариант Прометея (тоже богоборец, похитивший огонь с неба и прикованный за это к неприступной стене на вершине Эльбруса. Великий «Тха» неизменно губит смельчаков, пытающихся взойти на Эльбрус и освободить титана. 2.Богатырские песни о героях – «нартах» - и их вечных врагах «эмынажах». Излюбленными героями этих песен являются нарт Сосруко и его мачеха Сатаней. Нартский эпос распространен далеко за пределами Кабарды и является общим для всех адыгов (черкесов).
3.Воинственные песни, из которых наиболее популярны кундетские. К ним примыкают песни о князьях, называемые по имени этих князей: «Кучук-ужи», «Тахтамышев», «Шогяшов-ужи» (Хесинж) и др. Две песни этого цикла – «Каледес» - о войне карахалка с князьями и знаменитая «гыбза» - печальная надгробная песня о неуязвимом Андемыркане, погубленном хитростью и коварством изменившего друга. 4. Песни о женщинах и девушках, об их печальной судьбе: «Гуащэгъагъ», «Хымсад», «Хъэнифа», «Хасес» и др. Хоровые партии этих песен чрезвычайно разнообразны – от ритмически чередующихся на малой терции двух звуков («Сосруко» до величественной хоральной мелодии «гыбзы» об Андемыркане. Одной из важнейших групп народной кабардинской музыки является музыка танцевальная. При исключительной любви кабардинцев к танцу этому не приходится удивляться: мелодии «каф», «уджей», «исламеев» насчитываются сотнями. Слово «кафа» по-кабардински означает танец вообще, но этим именем зовется лишь определенный танец (одинаковый у кабардинцев и балкарцев). Кафа обязательно сопровождается особым ударным инструментом «пхацыч» ( от кабардинского слова «пхъэ» - дерево), представляющим собой связку чинарных пластинок, дробно щелкающих в такт танца вместе с десятками ладоней зрителей. Старинные кафы часто сопровождались хоровым пением, в песне при этом рассказывалась какая-нибудь забавная история – о разборчмвой невесте (Кара-Камыль) или о том, как нерадивый хозяин, позвав гостя угощал его пловом из вороны (Енукой). Обычно такие кафы носят имена селений, где якобы произошла рассказываемая история. Одна замечательная мелодия кафы – «Жан-кдеш», начиналась широким торжественным вступлением, исполнявшимся при выходе княгини с угощением для почетных гостей. Музыка кафы по ритму и темпу близка к лезгинке и исполняется на диатонической гармонике с неизменным сопровождением «пхацыч»… Из статьи «Музыка и танец Кабарды» журнал «Народное творчество Вып.6 1937г.
|