Top left design element Top right design element
Главная Музыка и Видео Галерея Статьи Блог Ссылки Форум Почта Контакты Регистрация Вход
Главная » Статьи » Статьи

Знаки отличия за покорения Кавказа времен русско-кавказской войны 1753-1864 годов

Крест За службу на Кавказе от 1864 года

????? ?? ?????? ?? ??????? ?? 1864 ????

О том, какое значение придавала царская верхушка «окончательному завершению» русско-кавказской войны, свидетельствует и то, что одновременно с медалью «За покорение Западного Кавказа» указом императора Александра II от 12 июля 1864 года был учреждён наградной крест «За службу на Кавказе» (на фото), получивший в России «народное название» – «Кавказский крест».

Крест «За службу на Кавказе» представляет четырёхконечный крест с уширенными концами, в центре которого находится круглый щит с изображением государственного герба Российской империи (двуглавого орла). Щит пересекают два скрещенных рукоятями вниз меча. На концах креста сделаны надписи: на левом – «ЗА СЛУЖБУ», на правом, как продолжение надписи, - «НА КАВКАЗЕ». На верхнем конце креста помещён вензель императора Александра II, на нижнем указана дата – «1864», означающая год «завершения» войны России на Кавказе. Оборотная сторона креста представляет гладкую поверхность, на которой имеется лишь булавка для крепления к одежде.

Всего было отчеканено четыре разновидности креста «За службу на Кавказе», три из которых (золотой, серебряный и из светлой бронзы) - одинакового размера (48х48 мм), а четвёртая разновидность - уменьшенный крест из светлой бронзы (34х34 мм). Отличаются все четыре креста друг от друга лишь качеством исполнения. Например, золотой и серебряный кресты изготовлены с накладными мечами, розеткой и надписями, на оборотной стороне которых имеются штифты для крепления к одежде. А бронзовый крест чеканился из цельной заготовки и на обороте имел простую булавку.

Крестами «За службу на Кавказе», которых носили на левой стороне груди, ниже всех орденов, награждались все чины российской оккупационной армии, принимавшие активное участие в войне с горцами с 1859 по 1864 годы. Награждение тем или иным видом креста проводилось в зависимости от чина и заслуг оккупантов и их приспешников перед «отечеством». Например, бронзовым крестом награждались все нижние воинские чины (в том числе и кавказской милиции, сформированной из местных марионеток и коллаборационистов) и многочисленные волонтёры (наёмники), принимавшие участия в различных сражениях, а также все государственные чиновники, священники и медики, исполнявшие свои функциональные обязанности во время боевых операций русских колонизаторов против свободолюбивых горцев.

Впоследствии форма креста «За службу на Кавказе» перекочевала в полковые знаки нескольких воинских подразделений царской армии, «отличившихся» в своё время в сражениях с горцами на Кавказе, и стала их фоном, а в некоторых случаях даже составной частью накладных элементов.

Например, в знаке 18-го драгунского Северного полка крест является фоном знака, на котором размещены все составляющие его накладные элементы изображения - дата, вензель, корона и прочее. Другим примером, когда «кавказский крест» стал накладным элементом полкового знака, является так называемый «51-й пехотный Литовский Его Императорского Величества Наследника Цесаревича Полк», на фоне знака которого изображён золотой венок в виде лавровых и дубовых ветвей, связанных внизу лентой с надписью «51 ПЕХ. ЛИТОВСК. ПОЛК».

Кроме того, по заказу тех или иных воинских подразделений российской армии, принимавших участия в карательных экспедициях против горских народов Кавказа, выпускались и негосударственные медали «За службу на Кавказе».

Например, на лицевой стороне одной из таких медалей, изготовленных в частной мастерской из светлой бронзы, изображён император Николай I. На оборотной стороне, по кругу медали, сделана надпись «За службу на Кавказе», завершающаяся внизу гербовым щитком с изображением на нём российского государственного герба на фоне скрещенных меча и шпаги, а внутри круговой надписи указана дата - 1864, означающая год «завершения» русско-кавказской войны.

 

За покорение Западного Кавказа 1859-1864 годов

?? ????????? ????????? ??????? 1859-1864 ????? 

Дата 25 августа 1859 года, на которую, якобы, приходится «знаменательная победа» царских войск в дагестанском ауле Гунибе, являвшемся последним укреплением Имама Шамиля, вошла во все учебники российской исторической науки как день «завершения» войны Империи с Имаматом. После «покорения» Чечни и Дагестана русские колонизаторы принялись за «усмирение» горцев Западного Кавказа, которые продолжали оказывать оккупантам ожесточённое сопротивление (особенно в прибрежных районах Чёрного моря между Адлером и Гагринским мысом).

Из исторической справки о войне России на Кавказе в 1859-1864 годах:

«В ноябре 1859 года (после пленения Имама Шамиля) капитулировали основные силы черкесов (до 2 тыс. человек) во главе с Мухаммад-Эмином. Земли адыгов перерезала Белореченская линия с крепостью Майкоп. В течение 1859-1861 годов здесь проводилось устройство просек, дорог и заселение отобранных у горцев земель.

В середине 1862 года сопротивление адыгов усилилось. Желая узнать положение дел на Кавказе, 11 сентября 1862 года в Тифлис прибыл сам император Александр II. Переговоры с горцами ни к чему не привели. Тогда на покорение западной части Кавказского хребта и прилегающих к нему районов были брошены огромные военные силы под командованием генерала Н.И. Евдокимова.

К концу 1863 года вся Кубанская область была покорена. И только приморские черкесы, населявшие долины рек Мзымты (у Адлера), Сочи и находящиеся между ними глухие ущелья, оказывали упорное сопротивление, принимая на себя порой безысходную, жестокую участь. Когда некуда уже было отступать, они, связанные между собой ремнями, целыми гроздьями бросались в пропасть, только бы не попасть в плен. Женщины-горянки дрались с особым остервенением, не уступая мужчинам в сражениях с русскими.

Оттеснённые к морю или загнанные в горы, черкесы и абхазы были вынуждены переселяться на равнину под надзор русских властей или эмигрировать в Турцию. Всего Кавказ покинуло до полумиллиона адыгов, черкесов и абхазов.

К 1864 году русские власти установили прочный контроль над Абхазией, а 21 мая 1864 года отряд генерала Евдокимова занял последний очаг сопротивления черкесского племени убыхов - урочище Кбааду (ныне посёлок Красная Поляна Ростовской области) в верховьях реки Мзымта».

Дата 21 мая 1864 года записана в российской истории как «последний день русско-кавказской войны», хотя активные военные действия на Западном Кавказе продолжались до конца 1864 года. А восстания горцев в Чечне и Дагестане против царского режима происходили вплоть до распада Российской империи (например, крупное восстание в Чечне под предводительством Имама Алибека-Хаджи Зандакского в 1877 году).

В честь «окончательного завершения» русско-кавказской войны «высочайшим» указом императора Александра II от 12 июля 1864 года была учреждена специальная медаль «За покорение Западного Кавказа 1859-1864» (на фото).

На лицевой стороне медали - поплечное, влево обращённое изображение Александра II с пышными бакенбардами; под обрезом плеча видна мелкая подпись мастера: «Н. КОЗИНЪ Р.» (имеется в виду «Н. Козин резал»). На оборотной стороне, по окружности медали, сделана крупная надпись: «ЗА ПОКОРЕНIЕ ЗАПАДНАГО КАВКАЗА», замкнутая внизу изображением четырёхлистника. Внутри круговой надписи, по горизонтальному диаметру, в одну строку указаны годы: «1859-1864», означающие время ведения царской армией основных наступательных действий до «полного присоединения» Западного Кавказа к Российской империи.

Медалью «За покорение Западного Кавказа» награждались: все чины Кавказской армии и «туземной милиции» от рядового солдата до генерала, принимавшие непосредственное участие в военных действиях против горцев Западного Кавказа в течение 1859-1864 годов; так называемые «добровольцы» из числа местных национал-предатетелей, различные волонтёры (наёмники) и нестроевые нижние чины, которые находились во время военных действий при войсках и участвовали в боевых операциях; чиновники военного и гражданских ведомств, находившиеся в войсках по делам службы; а также многочисленные медики и священники, исполнявшие свои служебные обязанности во время карательных походов царских войск против народов Западного Кавказа. А с 2 ноября 1864 года право на награждение этими медалями получили и чины морского ведомства, принимавшие участия в сражениях с горцами.

Медаль «За отличие в сражении с кабардинцами» от 1805 года:

 ?????? «?? ??????? ? ???????? ? ????????????» ?? 1805 ????

Учреждена указом императора Александра I от 14 августа 1805 года. На лицевой стороне медали (на фото) – вправо обращённое раннее изображение молодого императора Александра I. По окружности надпись: «Б.М. АЛЕКСАНДРЪ I. ИМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОСС». А на оборотной стороне – во всё поле медали, под императорской короной, изображение витиеватого вензеля имени императора Александра I.

Этой золотой медалью, которая вручалась на шейной ленте ордена св. Александра Невского, «были награждены есаулы и хорунжие (всего 8 человек) Кубанского, Моздокского, Хоперского, Гребенского и Донского (казачьих) полков за сражение против кабардинцев 11 марта 1805 года».

Знак отличия за отличие оказанное 31 октября 1835 года при истреблении аула Беглаго, Кабардинского уздена Ибрагима Докшукова:

 

Наградные знаки отличия - серебряные 'ордена', учрежденные имамом Шамилем. 2-я четверть XIX в. :

Награды в армии Шамиля 

Должностные и наградные знаки появились в армии Шамиля в начале 1840-х годов. Внешне они были весьма схожими, представляя собой серебряные, а в исключительных случаях позолочённые бляхи различной формы, носившиеся на черкеске. 
Для того, чтобы дальнейший рассказ стал более понятным для читателя, следует кратко остановиться на структуре армии Шамиля. Его войско было, по сути, ополчением (за исключением особой гвардии имама, примерно тысячи воинов, отличавшихся особой верностью вождю и железной дисциплиной), конным и пешим, общее число которого достигало 15 тысяч человек. 
Тактической единицей было подразделение из тысячи бойцов ("альф") командиром которого был раис ульальф (начальник тысячи). Альф состоял из двух батальонов (пехота) или эскадронов (кавалерия), называвшихся "хамсамиа" (пятьсот) под командованием раиса уль-хамса-миа (пятисотенного). Далее следовали сотня ("миа") под начальством раиса уль-миа, полусотня (хамсин) и десяток (ашара) с командирами, соответственно, раисом уль-хамсин и раисом-уль-ашара. Сам Шамиль принял звание "имам уль-азам" (великий имам). Позднее, в связи с временными военными успехами, Шамиль заменил звание на новое - "Глава правоверных и Повелитель Кавказа". 
Вся территория, подвластная имаму, разделялась на области (наибства), во главе каждой из которых стоял наиб. Число наибств изменяясь в числе в зависимости от успехов или поражений горских войск; в среднем оно составляло два десятка. Среди наибств можно назвать такие, как Ботлих, Ичкери, Шали: Каждое наибство должно было выставлять тысячу воинов, и наиб был собственно "тысячным начальником". 
Каждые пять наибств объединялись в более крупную административную единицу во главе с особо доверенным лицом имама - мудиром. В числе других мудиров был известный Хаджи-Мурат, который впоследствии был смещен Шамилем, что стало одной из причин его перехода на сторону русских. 
Все должностные лица, каждый из которых был военным, имели право на особый знак, свидетельствующий об их положении в армии Шамиля. 
И должностные, и наградные знаки были введены одновременно, в 1841 году. а уже в следующем, 1842-м, командующий Кавказской армией генерал-лейтенант П.Х.Граббе сообщал военному министру: "Давно уже до меня доходили слухи, что Шамиль для поощрения наиболее отличившихся в скопищах своих раздает им знаки отличия вроде наших орденов и старается вводить некоторую правильность между своими полчищами. Хотя по сие время еще не заметно, чтобы они имели какое-либо правильное устройство, но представляемые при сем знаки отличия убитого недавно начальника пятисот человек вновь устраиваемого войска - Оздемира, с одной стороны, могут служить любопытным фактом желания и стремления Шамиля к достижению этой цели, а с другой - доказательством его ума, которым он возвысился до такой степени, что полудикие горцы, не привыкшие подчинять себя никакой власти, уважая только некоторые личные достоинства, и обращая внимание только на материальные выгоды, теперь слепо повинуются приставленным над ними Шамилем начальникам и считают честью носить выдуманные им знаки отличия." 
В конце 1840 года Шамиль стал вводить воинские звания, которые, по сведениям некоторых источников, включали в себя и генеральские. Три военачальника, получившие генеральские чины - Ахверды-Магома. Шуаиб-мулла и Уллубей-мулла - были отмечены двумя серебряными знаками каждый. 
Упомянутый в рапорте генерала Граббе чеченский военачальник Оздемир был награжден круглым серебряным знаком с надписью: "Пятисотенный начальник нового устава (сравните со словами рапорта о "вновь устраиваемом" Шамилем войске. - В.Д.), Нет крепости, нет силы как от Бога." Вторая из наград Оздемира, также попавшая в руки русских, представляла собой темляк к шашке с надписью на металлической привеске к нему: "Нет Оздемира храбрее, нет сабли его острее". 
Упоминание новой организации войска имама есть и на другом, более скромном и безымянном знаке, принадлежавшем младшему командиру и хранящемуся ныне в Музее антропологии и этнографии РАН в Санкт-Петербурге: "Это начальник сотни нового устава". 
Пятидесятники и десятники (а, возможно, и рядовые воины) награждались еще более скромными знаками. Это меньшие по размерам серебряные круглые, в виде полумесяца либо треугольные с тупыми концами бляхи. Любопытны надписи на них. Так, например, на одной из наград надпись гласит: "Это медаль имама нашего великого Шамиля." Здесь удивление вызывает то, что знак отличия назван не орденом (По арабски - "нишан"), не знаком ("алямат"), а переданным арабскими буквами русским словом "медали". Упоминание же имама свидетельствует, что медаль выдана от его имени. 
В Дагестанском историко-краеведческом музее хранится знак в виде полумесяца, надпись на котором сообщает, что это коллективная награда: "Это храбрецы, которые не бегут от боя и живут среди опасностей". Не исключено, что подобные знаки носил целый отряд, отличившийся в сражениях. 
Имя Шамиля встречается на наградах сравнительно редко. Большинство других выдавалось наибами, ставившими иногда на знаках свое имя. Так, в Государственном Историческом музее хранится круглый серебряный "алямат" со следующей надписью "Это знак совершенно доблестного льва-мусульманина. Дарован ему Идрисом-эфенди". 
В 1844 году в сражении с горцами было отбито три орудия и, кроме того, знак, принадлежавший Хаджи-Мурату. На известном его портрете ( сделанном уже после перехода знаменитого военачальника на сторону русских) Хаджи-Мурат изображен с орденом, но, видимо, другим, так как, в силу своего высокого положения (мудир - начальник пяти наибств) и личных заслуг мог претендовать не на одну награду. 
Центрами производства знаков были дагестанские аулы Согратль и Чох, где они изготовлялись местными мастерами-ювелирами (материалом обычно служило серебро, как правило, с исполненными чернью надписями и изображениями). Скованные мусульманской традицией не изображать живых существ, художники мастерски рисовали различные розетки, фестоны, звезды и т.д. (изредка на знаках попадаются восточные сабли, еще реже - пистолеты и ружья). Иногда награда датируется (встречаются даты от 1257 года хиджры (1841/42 годы нашего летоисчисления), когда началась выдача знаков, и до 1275 (1858/59), когда был взят оплот Шамиля аул Гуниб, а сам имам попал в плен). 
Ассортимент наград Шамиля не ограничивается нагрудными знаками. Кроме уже помянутого темляка шашки, на котором помещена почетная надпись, прославляющая владельца, пятисотенного начальника Оздемира, известны своеобразные наградные эполеты, причем разной величины (левый меньше правого) с почетной надписью: "господину мужества и храбрости" и "одни трусы оборачиваются назад". Кроме того, индивидуальной наградой за проявление отваги в сражении была почетная нашивка на чалму в виде четырехугольного кусочка зеленой материи. 
Коллективной наградой за боевые отличия было особое знамя, выдававшееся от имени Шамиля. Например, когда летом 1842 года русский отряд под командованием П.Х.Граббе и был разбит в Ичкерийском лесу, потеряв 1800 человек, победители получили и подобное знамя - от самого имама. 
В войсках Шамиля существовали не только награды. Так; когда в 1843 году горцы стали отступать под натиском русских, они отправили к Шамилю делегацию с просьбой разрешить сдаваться противнику. Во главе делегации была сама мать имама. Последний, разыграв сцену, что якобы пророк велел ему высечь родную мать, дав ей сто ударов, после пяти ударов лег сам под кнут и перенес оставшиеся 95. Делегаты были потрясены, а инцидент был исчерпан. 
Самым большим наказанием для провинившегося была смерть (Шамиля постоянно сопровождал палач о секирой). Но огромным позором было остаться в живых после проступка. Для того, чтобы окружающие узнавали таких людей, им за трусость в бою обшивали войлоком правый рукав либо пришивали кусок цветной материи на спину. Эти знаки позора провинившийся обязан был носить до проявления храбрости в бою. 
После пленения в 1859 году Шамиля война на Кавказе продолжалась еще несколько лет, но ни особых наград; ни системы наказаний; поддерживавших ранее высокий моральный дух в войсках имама, уже не существовало. 

За отличие оказанное 25 августа 1859 года при штурме и взятии аула Гуниба:

 

Категория: Статьи | Добавил: Admin (14.10.2018)
Просмотров: 4154 | Рейтинг: 0.0 |

Top left design element
Top right design element