Top left design element Top right design element
Главная Музыка и Видео Галерея Статьи Блог Ссылки Форум Почта Контакты Регистрация Вход
Главная » Статьи » Статьи

Адыгский этикет: отношения супругов

Адыгский этикет определяет воспитание девочек и мальчиков, девушек и юношей в аспекте их взаимоотношений таким образом, что привилегия отдается мужчине. Это выражается в том, что среди родителей мать должна поступать в согласии с отцом, слушаться отца, жена должна слушаться мужа, сестра – брата, женщина – мужчину. Мужчина – это ум, достоинство, совесть и сила рода. Этим объясняется особая радость в семье, когда рождаются сыновья. Недаром говорят: «ЩIалэр лъэпкъым и къупщхьэщ, лъэпкъыр зыгъэбагъуэщ». (Парень – кость рода, продолжатель рода). Известны случаи, имевшие место в жизни адыгов, когда довольно состоятельный отец семейства не хотел строить дом по имеющимся возможностям, а довольствовался весьма скромным строением, ссылаясь на то, что не для кого дом построить; рождаются пока одни девочки. Родился бы хоть один сын, тогда другое дело. Это не означало пренебрежения к девочкам. Девочек тоже любили, их лелеяли, воспитывали в них красоту, доброту, обаяние, тактичность, чувство юмора, культуру поведения и речи, корректность, дипломатичность. Бытующее в языке и по сей день выражение «ЦIыху къэгъэпцIэкIэ ещIэ» – дословно: «Знает, как обмануть человека», никоим образом не означает умение обманывать окружающих, лгать им, а следует понимать так, что человек, о котором так отзываются, умеет находить подход к каждому, с кем общается. Он поэтому обаятелен, дипломатичен. Именно эти качества воспитывались в девушках, чтобы они были уживчивыми в семье.

«ЦIыху къэгъэпцIэкIэ ищIэркъым» («Не знает, как обмануть (расположить) к себе человека»). Это означает отсутствие дипломатичности, тактичности. Это излишняя прямолинейность. Она не украшает женщину, делает ее неуживчивой, скандальной при несовпадении характеров.

Адыгэ нэмыс не поощряет в девушке мужских качеств, а также чрезмерной открытости взглядов и мыслей. Их сила обаяния – в слабости, хрупкости, гибкости, изворотливости ума и терпеливости. Зато главные показатели мужской доблести–сила, отвага, мужество. На такие «различия» настроена и форма их одежды – национальный костюм для женщины и для мужчины. То же самое учитывают и танцы, где девушка плавным своим движением, горделивой осанкой напоминает лебедя, а парень – горного орла, парящего в небе и готового в любое время на непредвиденные взлеты и прыжки.

Серьезное значение придавалось внешнему виду девочек, девушек, женщин, их красоте, опрятности. Воспитывали приятные манеры, осанку, походку. Учили красиво стоять (ставить ноги, держать голову, спину, руки), красиво садиться, красиво вставать, красиво шагать (широкий шаг не допускали). Бег, прыжки, резвые игры считались неприемлемыми для девочки. Зато мальчиков тренировали в беге, в прыжках, в стрельбе и других играх, развивали точность рук – броска, зоркость глаз, слух, внимание, силу, выносливость, находчивость, решительность и т. д.

Что такое семейное счастье? Часто желаем мы друг другу семейного счастья. Адыги говорят: «ЗэгурыIуэрэ, зэдэIуэжу» – «В согласии и послушании друг с другом», «Зым Iэпыхур зым къищтэжу» – «Что один уронит, другой поднимет». Счастлив тот, у кого в семье взаимопонимание, уважение друг к другу. Такую семью уважают и соседи, родственники, и сельчане.

Если в наше время подростки, парни на улицах, в общественных местах громко, без зазрения совести сквернословят, иногда и в присутствии девушек, то несложно предсказать, какую культуру внутрисемейных отношений они готовят.

Если девушки не имеют понятия о девичьей чести, девичьей гордости, если не только позволяют своим парням-курить, сквернословить в своем присутствии, но и часто поддерживают их беседу, густо пересыпанную бранными словами и пропитанную табачным дымом, то можно ли ожидать высокой культуры отношений в духе требований адыгэ нэмыс в семьях, созданных такими супругами?!

Уважение обоюдно, взаимно и питается взаимными чувствами. Уровень национальной культуры определяется культурой отношений мужчин к женщинам. Старшие, ответственные за род, заботясь о сохранении и увеличении рода, не допускали одиночества кого-либо. В обязательном порядке требовали создания семьи. Девушек готовили к выходу замуж, к культуре семейных отношений, внушали им высокую ответственность за сохранение и упрочение семьи, Таким образом исключая возможность распада семьи, гарантируя ее прочность и долговечность.

Однако жизнь подбрасывает нам немало непредвиденных сложностей. Вот, к примеру, молодая семья, в которой уже появились дети, но в процессе более близкого знакомства с супругом жена обнаружила в нем качества, не совпадающие с ее ожиданиями: она не подозревала, что тот вежливый, чуткий, опрятный парень может превратиться в мужчину несколько других наклонностей и разочарует ее. Как быть в таком случае? От ее чувства ответственности перед детьми, перед родом, от ее воспитанности и изобретательности зависит многое. В наше время найдутся жены, которые как «равный с равным» ответят мужу тем же (сквернословием, грубостью и т. п.) и пойдут рассказывать, душу изливать всем и каждому, что и как в очередной paз «отчудил» ее муж. Те, в свою очередь, начнут давать свои, испытанные на ком-то, «верные» советы по тому, как поступить с таким мужем, как ему по достоинству отплатить. Ясное дело, такой вариант ни к чему хорошему не может привести. Адыгэ нэмыс – адыгский этикет в отношении семьи исходит из того, что семья – это сугубо интимный, глубоко личностный союз двух сердец. Поэтому все, что происходит в семье и в особенности в отношениях супругов, ни в коем случае не должно стать достоянием кого-либо за пределами семьи. Любая утечка информации ослабляет прочность уз семьи. Если же кто-то из супругов не оправдал ожиданий другого в чем-то, тогда это не предмет для уличного разбирательства, а проблема, которую следует решать. А если муж оказался воспитан не на желаемом уровне, тогда умная жена не говорит ему об этом, а предпринимает целый ряд шагов, которыми она внушает мужу, что он прекрасный человек, достойный уважения. И она его убеждает, что он способен на гораздо более высокий уровень культуры, порядочности, человечности, что, в общем-то, он довольно интересный человек, хороший муж, хороший отец и т. д. и т. п. А то, что он два-три раза пришел выпивший и сквернословил, себя не помня – так это могло быть случаем, легко исправимым. Ведь его в «таком» состоянии никто не видел, никто не слышал. А она уж постарается, чтобы ни старшие, ни дети, ни соседи этого никогда не узнали. Такие беседы хорошая жена «подкрепляет» истинной заботой о семейном уюте, о подчеркнуто уважительном отношении к мужу, его родителям, родственникам; лучшая постель, более красивая посуда, более удобное место за столом, перед телевизором во время отдыха – для мужа, его родных, близких и друзей. Уход за его внешним видом (одежда, обувь), проводы его утром и встречи с улыбкой радостной вечером, неподдельный, а истинный интерес к его делам вне дома. Как у него день прошел? и т. д. Такое доброе внимание жены к мужу обязательно поддерживается всеми домочадцами. Так мало-помалу создается в семье культ мужа, культ отца. Многие мужья (если не все) в этом нуждаются. Это называется воспитание уважением, доброжелательным отношением. И оно дает желаемый эффект. К сожалению, к таким методам редко обращаются молодые жены.

Нам известны семьи, где муж один-два раза «провинился», и его в наказание за это «бросили», что называется, на произвол судьбы. Формально семья сохранялась, но за 20–30 лет совместной жизни жена ни разу не погладила мужу брюки, рубашку, не почистила обувь, а только стирала ему и кормила кое-как. И муж продолжал изо дня в день, из года в год опускаться все ниже и ниже. Приходил домой грязный, помятый, жалкий. Даже потом, когда выросли девочки, и они также оставались безучастными к судьбе отца. Их не беспокоило, как он выглядит, чего он хочет, что его беспокоит. Никто не пытался разнообразить методы своего воздействия на него. Все только ругали, как могли, пока он не умер. Результат – никто не был счастлив. Мало этого, все потеряли здоровье на этом. Излишне говорить о тех чувствах, которые вызывала эта семья у соседей, знакомых. В данном случае, мы считаем, еще до появления девочек жена смогла бы установить нормальный психологический климат в семье, если бы она оказалась терпеливее, дальновиднее, мудрее, чем на самом деле была. Мало ли чем и как умеют раздразнить жен мужья. Все зависит от их культуры и такта. Вот, к примеру, муж говорит жене: «Ты невкусно готовишь», «Не так подаешь на стол». Как, по-вашему, отреагирует «современная» жена? Она его незамедлительно «отправит» к той, которая вкуснее готовит. А как лучше? Для чего у адыгских девушек воспитывали чувство юмора и долгое терпение? Она ответит мужу доброй шуткой, с легким юмором, но начнет серьезное внимание уделять кулинарному искусству и своей культуре обслуживания мужа.

Отдавая в семье предпочтение, главенствующую роль мужу, адыгэ нэмыс предписывает нормы поведения внутри семьи между супругами и их детьми.

Муж- глава семьи – несет ответственность за обеспечение материального, морального, психологического благополучия семьи, ее нравственной чистоты, физического здоровья, Особую ответственность он несет за престиж семьи в обществе, за то, насколько качественно представляет его семья свою фамилию, свой национальный характер. Если даже в чем-то произойдет размолвка, она не должна дойти до детей. Мало этого, жена ежедневно из года в год выращивает и поднимает перед детьми культ их отца. Адыги знают много способов возвысить престиж отца перед детьми, Вспомним некоторые из них. Жена представляется детям действующей во всех вопросах от имени отца и, естественно, отчитывающейся перед ним. Поэтому всевозможные будничные, повседневные поступки детей она не доводит до высокой инстанции – до отца. Сама с ними управляется и при этом серьезно предупреждает: «Если такой поступок повторится, я вынуждена буду проинформировать вашего отца. Не хотелось бы его расстраивать». Или: «Твое поведение сильно огорчит отца. Его недруги будут злорадствовать» и т. д.

Способствуют установлению и укреплению уважительного отношения детей к отцу и такие приемы матери, когда по тому или другому вопросу она рекомендует им посоветоваться с отцом, спросить его желание и говорит: «Сделаем, как отец скажет». Все добрые деяния, хорошие поступки детей своевременно доводятся до отца, а тот их оценивает соответствующим образом, комментируя свои оценки и воодушевляя детей на еще большую человечность, порядочность, находчивость, доброжелательность в отношениях с людьми, со своими ровесниками.

Культ отца поддерживается старанием матери внушить детям его главенствующую роль в семье, которая закрепляется отношением самой их матери к ее мужу. Этот живой пример служит решению двух важных проблем: во-первых, отношение их матери к своему мужу является образцом примера для ее дочери, которая в перспективе должна будет строить свои отношения к своему мужу. Во-вторых, сын тоже берет на дальнейшую жизнь пример отца в семье. Поэтому видимая сторона взаимоотношений мужа и жены для детей имеет определяющее значение. Это урок нравственности. Так дети проходят, сами того не замечая, этику и психологию семейной жизни. Весьма полезны в этих целях и четкое распределение обязанностей между детьми по уходу за одеждой и обувью отца в зависимости от возраста, пола. Девушки могут постирать носки, платки, рубашку, погладить, почистить обувь. Мальчики помогут отцу раздеться, поднести комнатные тапочки, повесить верхнюю одежду, головной убор, принять от него портфель, папку или другую ручную кладь, и, проводив на кухню, выдвинуть стул и предложить сесть. Жена и дочь накормят, уберут посуду. Все члены семьи знают любимое место отца за обеденным столом, место отдыха перед телевизором, чайную, кофейную и другую посуду. Знают любимые блюда, песни, музыку, книги. Знают и уважают его родственников, друзей. Особенно хорошо должны знать дети и жена, чего не любит отец. Какое поведение, какие поступки людей он не одобряет, а какие осуждает.

Совершенно не лишни ежедневные вопросы детей к родителям: Как у вас день прошел? Как вы себя чувствуете? А утром – как отдохнули за ночь? И, если окажется, что ночь выдалась тяжелая, то постараться найти какие-то приятные «мелочи», которые могли бы их обрадовать перед началом трудового рабочего дня.

Описанное отношение к мужчине – главе семьи – легко может показаться раболепием, самоуничижением. Так и можно было бы его расценить, если бы этикет не предписывал мужчине также отвечать другим членам семьи такой же чуткостью, почтением и повсечасными заботами.

Взаимоотношения супругов в семье, как известно, у адыгов подчинены законам приличия и благопристойности. По этому поводу Хан-Гирей пишет: «Все те, которые судят о домашнем быте черкесов по образу жизни прочих азиатских народов, исповедывающих магометанскую веру, о том имеют ложное понятие. Рыцарское честолюбие много прекрасного ввело в их обычай. К числу прекрасных черт можно отнести и величайшее уважение к женщинам, которого прекрасный, но слабый сей пол достоин вполне...»

Следует подчеркнуть, что знаки уважения друг к другу между супругами – взаимные. «У черкес жены в совершенной зависимости от воли мужей, но из этого не следует заключать, что они у них рабыни. Напротив того, обхождение мужа с женою также основывается на строгих правилах приличия. Когда муж ударит или осыплет бранными словами жену, то он делается предметом посмеяния точно так, как когда бы он, имея способы, не одевает ее соответственно его состоянию. К этому присовокупить должно и то не менее важное обстоятельство, что жена-красавица всегда владеет сердцем мужа и, несмотря на обыкновение, которое предписывает жене безусловное повиновение мужу, она часто повелевает им...» Так же (незаметно для мужа) им повелевает умная жена. Адыги считают, что престиж мужа всецело зависит от его жены. Это видно из выражения, ставшего народной поговоркой: «ЛIыр зыгьэлIыр фызыращ» – «Мужа доблестным делает жена».

О силе влияния жены на авторитет, престиж мужа говорят достаточно много пословиц, сохранившихся в языке. Вот, некоторые из них: «Фызым игъэпуда лIыр жылэм къыдахыжыфыркъым, жылэм ягъэпуда лIыр фызым къыдехыж» («Женой подорванный престиж мужа село не восстановит, а селом подорванный престиж мужа восстановит его жена»), «Ныбжьэгъум ягъэпуда лIыр фызыфIым къыдехыж» («Друзьями подорванный престиж мужа способна восстановить хорошая жена»).

Адыгэ нэмыс – адыгский этикет предписывал лелеять женщину, почитать, проявлять к ней человечность. Они говорили: «Бзылъхугъэр гъэфIэн хуейщ, лъытэн хуейщ, адыгагъэ ехын хуейщ» – «Женщину лелеять надо, с ней считаться надо, человечность к ней проявлять надо». Женщины со своей стороны также считают: «ЦIыхeхъум пщIэ хуэщIын хуейщ» – «Мужчину надо уважать». Вот и получается взаимное уважение, взаимное почитание друг доуга. Адыги издавна понимали, что взаимное уважение супругов друг к другу – это благодатная почва для укрепления семьи, для благополучного воспитания детей, что, в свою очередь, имеет выход на престиж фамилии. Это то самое взаимопочитание, которое лежит в основе доброго совета, который дают психологи: «Надо брать на себя немножко больше, чем кажется достаточным».

В чем выражалось взаимоуважение супругов в семье? Прежде всего в заботе друг о друге. Муж, наиболее физически сильный, не позволял жене поднимать тяжести, от чего она могла бы подорвать свое здоровье. А жена, в свою очередь, старалась сама справляться с той частью домашней работы, которая издавна определена как женская и непосредственно связана с обеспечением уюта в семье: это стирка, кухня, уборка и т. п. При этом считалось и сейчас считается, что внешний вид мужа (чистота и опрятность его одежды, обуви) – лучший показатель качества жены. За все это в доме отвечает жена. Поэтому говорят: у хорошей жены муж не знает, где иголка и нитки лежат. Так же сестры обслуживают братьев. Для взрослой сестры позор, если ее брат ходит в неглаженных брюках, рубашке или в нечищенной обуви, или с несвежим носовым платком в кармане. Не одобряется и такой случай, когда при наличии дома здоровой жены или взрослой дочери муж часто обедает в местах общественного питания. О качестве жены также говорит и поведение мужа с друзьями, знакомыми в плане его готовности разделить с ними свой обед или ужин. Известно, если мужчина приглашает на обед к себе домой кого-то несмело, это говорит о его неуверенности в жене. Готова ли она принять надлежащим образом и накормить, напоить гостя, если ее об этом не предупредили? Эта «готовность» подразумевает не только блюда, подаваемые на обед, но и сама обстановка в доме, убранство, чистота, опрятность квартиры и вид самой хозяйки. А звонить, предупреждать жену о том, что муж придет не один, а с кем-то или с несколькими друзьями, считалось несколько недостойным настоящего мужчины. Собственно, и хорошая, уважающая себя женщина этого не требовала. Другое дело, когда торжественный случай или официальные гости, особо уважаемые старшие и т. п. Поэтому и в наше время многие «храбрые» молодые мужья иногда в шутку, иногда всерьез устраивают своим женам такого рода «испытание чести», являясь домой в разное время суток с друзьями и без всякого предупреждения. Это не страшно для адыгской семьи, где жена может и должна ждать мужа, если потребуется, до утра. Ложиться спать, пока муж еще не вернулся домой, для жены неприлично. Это расценивается этикетом как неуважение к мужу. Можно сюда добавить и отсутствие любви. Как можно спокойно уснуть, не зная, где и в каком состоянии находится в ночное время близкий твоей душе человек, спутник твоей жизни? А вдруг ему потребуется ужин? Да мало ли еще что? В наше время вполне могут найтись люди, которым не понравится все, что здесь сказано об отношениях супругов в семье. Дескать, знаем мы, какие бывают отношения и в адыгской семье. Сейчас эмансипация женщин уравняла их в правах с мужчинами. Это означает: ни женских обязанностей, ни мужских, всем все поровну. Соответственно и поведение во взаимоотношениях. К чему это приведет? Я знала семью, которая распалась из-за того, что муж периодически не выполнял притязания жены относительно очередности в стирке, в стряпне и других домашних дедах. Только я здесь говорю не о правах, а о чести, чувствах и других человеческих ощущениях, которые не предусматриваются в статьях и пунктах закона, но без которых нет семьи, друзей и человеческих отношений в обществе. Выбирайте, что лучше. Да и природа, по всей вероятности, не зря наделила мужчину мужскими качествами, а женщину украсила женственностью.

Вернемся в семью, рассмотрим, как же относятся друг к другу: родители к детям, дети к родителям, старшие дети к младшим детям и т. д. И здесь следует знать, что указанные отношения строятся исключительно на основе и в соответствии с правилами приличия и благопристойности. Так, принято было, чтобы родители открыто не выражали, не демонстрировали свои родительские чувства ни перед кем, особенно перед старшими. Не потворствовали прихотям детей, не прощали, чего не следовало, и в то же время мелочной опеки не было, за каждым шагом детей не следили. Отношения строились на доброжелательности, уважении и доверии. Каждый из детей четко знал свои обязанности, от которых их никто и ни при какой любви не освобождал. Знал свой кодекс поведения, свои нормы отношения с окружающими, со всеми, исходя из возраста. Также знал, какой из поступков как оценивается. Что одобряется старшими, что возбраняется. Кто может послужить примером для подражания и в чем. Дети к родителям относились по-разному: мать любили, о ней заботились, с ней делились, ей доверяли свои тайны. Отца побаивались, уважали, с ним считались, стремились своим поведением, своими поступками заслужить его одобрение. Отцом гордились. С него брали пример сыновья. Его распоряжения выполнялись беспрекословно. В чем выражалось уважение к отцу? Прежде всего в заботе о нем. Чтобы своим поведением, своими поступками не доставлять отцу хлопот, неудобств, неприятностей. В чем выражалось почитание отца? В манерах общения с ним. «Исполняя строго законы вежливости, сын в присутствии посторонних лиц не вступает в разговор с отцом и на вопросы его отвечает тихо, кратко и ясно, также никогда не садится перед ним без особенной его воли...». Также мы знаем, что в знак уважения сын не садится с отцом за один стол (во время обеда). По древним обычаям кабардинцев, внутрисемейные отношения определялись патриархальными порядками. Главой семьи считался старший мужчина – дед, отец, старший сын и т. д. Сыновья подчинялись отцу, младшие братья – старшим братьям, женщины – мужчинам и т. д. Проблемы семьи, культуры взаимоотношений супругов всегда интересовали многих. И в наше время эти вопросы остаются весьма актуальными.

Рыцарям, утверждавшим, что после аллаха в мире все зависит от мужчины, а женщина – всего лишь тень своего мужа, выдающийся мудрец Жабаги Казаноко заявил: «Фызым зэригъажэщ лIым и пажагъэр» – «Муж настолько доблестен, насколько позволяет ему жена». На вопрос, как следует относиться к жене, Жабаги ответил: «ЛIыхъур фыз дэубзэщи, лIыбзыр фыз дэуейщ» – «Доблестный муж с женой ласков, а муж-баба драчлив с женой». Далее он пояснил: «Жена такой же человек, как и муж, мало того, именно от нее зависит благополучие и добрая слава супруга. И поэтому жену надо чтить и лелеять».

Акцентируя внимание людей на роли мужа в совершенствовании качеств жены, на важности взаимопонимания, взаимовлияния, взаимосовершенствовали супругов, Жабаги сказал: Фызыр зыгъэфызыр лIырщ. ЛIыр зыгъэлIыр фызырщ.– «Жену творит муж. Мужа творит жена». Фыз закъуэм дэмыIэпыкъур лIы ныкъуэщ. – «Одинокой женщине кто не помогает, тот неполноценный муж». Призывая супругов к взаимопониманию и взаимоуважению, он предупреждал: «Уи фызым уебий нэхърэ, дунейр бий пщIым нэхъ таншщ» – «Чем с женой враждовать, легче со всем миром враждовать».

Категория: Статьи | Добавил: CultureAdmin (29.10.2012)
Просмотров: 7698 | Рейтинг: 5.0 |

Top left design element
Top right design element