В категории материалов: 24 Показано материалов: 1-24 |
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Имена адыгских добровольцев отдавших свои жизни защищая свободу братского народа Абхазии.
Пусть память о них будет вечной...
Абаев(Абей) Руслан Владимирович
Родился 6 февраля 1970 года в селении Лечинкай Чегемского р-на. По окончании СПТУ 9 г.Нальчика работал в организации Каббалкснаб. Не женат. Воевал на Гумистинском фронте, 30 ноября 1992 года при освобождении селения Меркул был смертельно ранен. Награжден медалью "За отвагу".
Абазов (Абазэ) Алим Алиевич
Родился в селении Дугублугей Баксанского р-на. Имел высшее образование. Не женат. Участвовал в наступлениях в январе-марте 1993 года, воевал на Восточном, Гумистинском фронтах, участвовал в освобождениях высоты Ахабюк, Сухума. Погиб в августе 1993 года. Награжден медалью “За отвагу”.
Абазов (Абазэ) Арсен Исуфович
Родился в селении Хамидие Терского р-на. Не женат. Воевал на Гумистинском фронте. Участвовал в январском наступлении. Погиб 13 августа 1993 года. Награжден медалью “За отвагу”.
|
В ряду имен писателей, внесших заметный вклад в развитие адыгейской советской литературы, находится имя известного поэта и прозаика Киримизе Хаджимусовича Жанэ.
|
Коков Джамалдин Нахович (1930, с. Малка, КБР - 20.06.2019) - ученый-языковед, педагог. Заслуженный деятель науки КБАССР (1989), доктор филологических наук (1975), лауреат Государственной премии КБР в области науки и техники (1994), профессор (1978), зав. кафедрой русского языка КБГУ (с 1971), действительный член РАЕН, АМАН. Основное направление научной деятельности - адыгская ономастика. Автор 130 научных публикаций, в том числе 8 монографий и учебных пособий. Основные работы: "Кабардинские географические названия" (1966), "Балкарский топонимический словарь" (в соавторстве, 1970), "Вопросы адыгской (черкесской) антропонимии" (1973), "Из адыгской (черкесской) ономастики" (1983), "Старославянский язык" (1997), "Избранные труды" (в 2-х томах, 2000-2001).
|
Дзамыхов Назир Беляльевич родился в известном старинном черкесском селе Хумара, откуда вышли многие государственные деятели, деятели науки, культуры, спорта. После службы в рядах Советской Армии он связал свою жизнь служению в правоохранительных органах и прошел путь от инспектора дорожной службы до полковника - начальника Управления ГАИ Республики.
|
Современник Ш. Ногмова Хан-Гирей также внес значительный вклад в культуру адыгов. Человек удивительной судьбы, разносторонних знаний и интересов, наделенный одновременно блестящими способностями военачальника, историка и писателя, он прожил короткую, но творчески плодотворную жизнь. За непродолжительное время он сделал столько, что навеки обессмертил свое имя. Он оставил бесценное наследие, являющееся подлинной энциклопедией общественно-политической и духовной жизни адыгского парода в прошлом, имеющее непреходящее познавательное и эстетическое значение.
|
Значительной фигурой просветительского движения был талантливый писатель Султан Казы-Гирей. Начав службу в карабинерном полку, Султан Казы-Гирей в последующие годы в офицерских чинах служил в Петербурге и Кавказско-горском полуэскадроне на Кавказе, в Нижегородском драгунском полку и хопёрском полку Кубанского казачьего войска. Последние годы жизни в чине генерал-майора служил в канцелярии начальника главного штаба Кавказской линии. Как и другие просветители, Казы-Гирей проявлял серьёзный интерес к истории своего народа.
|
Султан Адыль-Гирей - младший брат Хан-Гирея, видный общественно-политический деятель, историк и писатель,- также сделал блестящую карьеру: служил в Кавказско-горском полуэскадроне, был командиром Кавказского конногорского дивизиона, затем Кубанского казачьего дивизиона, расположенного в Варшаве, и комендантом города, состоял в Петербурге при свите Александра Второго. Незадолго до смерти произведен в генералы.
|
Одним из провозвестников адыгского просветительства был Измаил-бей Атажукин, выдающийся общественно-политический деятель, незаурядная личность и истинный патриот своей родины.
|
В 1850 г. Кешев вместе с Кази Атажукиным был зачислен в Ставропольскую гимназию, при которой существовал специальный пансион для детей горцев. Созданная в 1837 г. для подготовки чиновников кавказского управленческого аппарата, Ставропольская гимназия превратилась в подлинную кузницу кавказской интеллигенции. Из ее стен вышли такие прогрессивные деятели своих национальных культур, как классик осетинской литературы Коста Хетагуров, осетинский этнограф Иналуко Тхостов, осетинский поэт и публицист Инал Кануков, кабардинский педагог, публицист и переводчик Кази Атажукин, балкарский скрипач Султан-Бек Абаев.
|
В раннем детстве лишился матери. Мать его, урожденная Слонова, состояла в тесном родстве с княжеским родом Хуамурзиных. Его дед по отцу Асланбек-Хаджи Гогноко был весьма образованным человеком для своего времени (существует предположение, что он учился в одной из арабских стран). Вероятно, благодаря ему любознательный мальчик овладел арабской грамотой; отец отдал сына для обучения односельчанину Мисосту Тлянчеву, который в свое время учился в Петербурге, был человеком широко образованным и интересным. Очевидно, Тлянчев обучил подростка русскому языку, письму и чтению, повлиял на его мировоззрение. Позже учителями П. были Ляша Агноко, Исмаил Клишбиев, Пинчук Сижажев. Отношения с Тлянчевым же переросли в большую дружбу. П. называет его «другом лучшим» в первом же поэтическом произведении «Как Бекмурза собирался жениться».
|
В 1888 г. поступил в Закавказскую учительскую семинарию в г. Гори. Здесь в это же время учился и Нариман Нариманов, впоследствии видный советский государственный деятель, публицист и педагог. Возникшая в стенах семинарии дружба между Т. и Н. Наримановым продолжалась вплоть до самой смерти последнего в 1925 г. С Н. Наримановым Т. сближали свободолюбивые идеи, направленные против царского режима, мечта видеть свою родину свободной и обновленной, вынашиваемые планы по просвещению народа.
|
Окончив в Дагестане духовную школу, Н. отказался от сана муллы и поступил на службу в русскую армию. К такому шагу его побудило решение посвятить себя наукам, просветительской деятельности. В то время служба в русской армии была единственным путем к достижению этих целей. Но для этого нужны были не только желание, но и способности. Н. же обладал пытливым и недюжинным умом, был хорошо образован для своего времени. Об этом свидетельствует поэт пушкинской поры С. Д. Нечаев, встречавшийся с ним на Горячих водах в 1825 г.
|
Кабардинский поэт, прозаик. Окончил двухлетнюю сельскую школу (1924-1926), открытую в 1923 г. его отцом; восьмую ударную ускоренную группу Баксанской окружной с/х школы (1926-1931).
|
Кабардинский деятель просвещения, фольклорист. Первоначальное образование получил в сельском медресе. Затем учился в Пятигорской гимназии. Кажешев был близко знаком с Л. Лопатинским, инспектором Кавказского учебного округа и издателем «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа». Именно Л. Лопатинский увлек Кажешева сбором и исследованием кабардинского фольклора.
|
Композитор, педагог, дирижер, публицист, фольклорист, музыкально-общественный деятель Аслан Дауров родился 24 июля 1940 года в ауле Хабез Карачаево-Черкесии. С ранних лет он окунулся в мир адыгских преданий, сказаний о нартах. Он общался с народными певцами и музыкантами.
|
Первая адыгская поэтесса. По окончании средней школы заочно училась в педучилище и затем в КБГУ. В годы учебы в университете Балкарова становится консультантом по вопросам культуры в Совете Министров Кабардино-Балкарии. На четвертом курсе заочного обучения в КБГУ 5 поступает в Литературный институт им. Горького и с отличием заканчивает его (1957— 1960).
|
Кабардинский поэт. Окончив среднюю школу в 1963 г., поступил на русско-кабардинское отделение филологического факультета КБГУ. Проучившись в университете два года, перевелся в Московский Литературный институт им. М.Горького на отделение поэзии, который окончил в 1971 г. В институте получил квалификацию «Литературный работник».
|
Кабардинский публицист, педагог, автор первых книг на кабардинском языке, переводчик, фольклорист.
|
После окончания средней школы музыкально одаренный Джабраил стоял перед дилеммой: идти в рабочие, так как это был обычный путь многих молодых людей (этот выбор гарантировал достаток в материальном отношении), или же по зову души и сердца предпочесть тернистый путь — путь в мир искусства. И он выбрал мир музыки.
|
Его первое публичное выступление состоялось 1 сентября 1951 года. В республиканском драматическом театре шел праздничный концерт, посвященный З0-летнему юбилею автономии нашей республики. В нем принимали участие мастера искусств и коллективы художественной самодеятельности, а также учащиеся 1-й музыкальной школы города Нальчика. Один за другим на сцену выходят участники концерта. Среди них были и три юных музыканта, которые старательно, с упоением исполнили инструментальную пьесу «Накулен» на народную тему в обработке Т.К. Шейблера. В составе трио были: скрипка — Юрий Темирканов, виолончель — Борис Темирканов, фортепиано — Елена Бареокова. Так начиналась для них жизнь в большой музыке, которая продолжается вот уже несколько десятков лет.
|
Заслуженный художник Российской Федерации. Заслуженный художник КБР. График, живописец. Родился в 1941 г. в селении Зольском Кабардино-Балкарской АССР. С пятого класса занимался в изостудии нальчикского Дворца пионеров, руководимой Андреем Лукичом Ткаченко. После окончания седьмого класса Ткаченко специально готовил одаренного Германа для поступления в художественное училище. Окончил в 1963 г. Ростовское-на-Дону художественное училище, диплом Паштов защищал по живописи.
|
Родился 30 марта 1946 года в селении Заюково Эльбрусского района КБР. Окончил русско-кабардинское отделение КБГУ (1970). Известный в Кабардино-Балкарии, на Северном Кавказе, в адыгском мире общественный деятель, публицист, литературовед, просветитель. Автор книг «Моя надежда - моя ладья», «Звезды на небе и на земле», «Вся жизнь на виду», «Адыгские мамлюки», «Разбросаны адыги по белому свету», «День Победы», автор-составитель сборников «Юрий Темирканов», «Синие горы Кавказа», «Одна судьба - одна дорога», «Всадник чести», «Черкесы в Израиле», «Наследие» и мн. др.
|
У истоков адыгского просветительства стоял также выдающийся общественный деятель и поборник просвещения своего народа Шора Бекмурзович Ногмов. Историк, филолог, поэт, он внес неоценимый вклад в культуру адыгов.
|
Основоположник кабардинской советской литературы. После окончания сельской школы (1914) поступил в Баксанскую духовную семинарию (медресе), из которой был исключен за организацию протеста против решения администрации уволить Нури Цагова, преподававшего дисциплины на кабардинском языке. В 1915 г. Ш. поступил на курсы по подготовке учителей для Северного Кавказа, учился до 1916-го, а затем за отличные успехи в учебе направлен дирекцией курсов в Крым, в г. Бахчисарай, в педагогическое училище им. И. М. Гаспринского. В декабре 1917 г. в связи с событиями Февральской революции в России училище было закрыто, и Ш. в числе 10 лучших учеников по решению его администрации направлен для завершения образования в Турцию., Здесь им написано стихотворение «Нанэ» (Мать. 1917), положившее начало его поэзии. Глубоко лирическое, написанное от лица героя - юноши, оно исполнено бесконечной любви к матери, к родной земле. Рожденное из боли и сострадания к соплеменникам, потерявшим родину из-за Русско-Кавказской войны и мухаджирства, оно в то же время полно глубокой веры и светлой надежды. Та же острая боль звучит в стихотворении «Тырку хадэм» (В турецком саду. 1917), написанном в жанре баллады. Сюжет стиха предельно прост: в саду встречаются лирический герой и девушка-кабардинка Жанпаго, рожденная в Турции. Живя в райском саду, она забыла родство с Кавказом и утратила душу своего народа - его язык. За судьбой этой красавицы встает трагедия адыгов - мухаджиров-переселенцев. Страстным протестом против турецкого произвола звучит четверостишие: «Чингизово знамя черное, недоброе / Адыгам тени не даст. / Солнцем, Тимуром хромым зажженным, / На Эльбрусе снега не растопить».
|
|
|