Материал взят с сайта kabbalk.ru
В раннем детстве лишился матери. Мать его, урожденная Слонова, состояла в тесном родстве с княжеским родом Хуамурзиных. Его дед по отцу Асланбек-Хаджи Гогноко был весьма образованным человеком для своего времени (существует предположение, что он учился в одной из арабских стран). Вероятно, благодаря ему любознательный мальчик овладел арабской грамотой; отец отдал сына для обучения односельчанину Мисосту Тлянчеву, который в свое время учился в Петербурге, был человеком широко образованным и интересным. Очевидно, Тлянчев обучил подростка русскому языку, письму и чтению, повлиял на его мировоззрение. Позже учителями П. были Ляша Агноко, Исмаил Клишбиев, Пинчук Сижажев. Отношения с Тлянчевым же переросли в большую дружбу. П. называет его «другом лучшим» в первом же поэтическом произведении «Как Бекмурза собирался жениться».К 18 годам П. решил жениться на дочери уорка Меланибова Быце. Однако предложение было встречено отказом. Неизвестно, что действительно явилось причиной этого, возможно то, что при всей родовитости, П. был из «обедневших». По крайней мере, сам поэт подтверждает именно эту версию: «Я был беден, а она из богатеньких... И когда я посватался, мне отказали, дав понять, что я не пара для такой красавицы. С горя пошел на кладбище, лег на чью-то могилу и уснул... Сколько спал, не помню, а когда проснулся,- сразу почувствовал себя гегуако и сложил такие стихи: «Вы отказали мне в руке своей дочери / Не через то, что я не красавец-джигит, / Но другая здесь причина, другая», / Вы - богачи, а я - бедняк / Ну, что же, пускай, я бедняк» {П. Максимов: Поэты Кабарды и Балкарии // На подъеме Ростов н /Д. 1933. №6, 7. Тогда молодой П. похитил невесту, но, вынужден был вернуть. Отец девушки, чтобы дискредитировать жениха, обвинил его в конокрадстве и подал в суд. Отец П. внес залог за сына и освободил его. С течением времени поэт все-таки женился на Б. Нибовой. Сама девушка отказывала другим, храня верность молодому П., и родители вынуждены были согласиться на этот брак. У П. было 10 детей: Фатима (умерла в детстве), Нус, Хани, Мартин, Гид, Бабух, Хор-хан, Абубачир, Даханаго. Ранние произведения П. тесно связаны с фольклорной поэтической традицией, («Как Бекмурза женился», «Невидимка», «Плач Сосруко», «Плач Нагая»). Уже в раннем творчестве поэт остро реагирует на любые формы несправедливости, социального неравенства, дискриминацию личности, как абсолютной ценности. Такая социальная направленность творчества П. имела под собой объективные основания: он жил в переломную эпоху, на стыке веков, когда происходили важнейшие события не только на его родине - в Кабарде, но во всем огромном пространстве России. П. стал свидетелем трех революций: 1905 г., Февральской и Октябрьской, четырех войн - завершающего этапа русско-кавказской, русско-японской, Первой мировой, Гражданской, явился очевидцем Зольского восстания 1913 г. После первого же своего произведения, с трудом вспомнив собственную строфу, П. пришел к необходимости создания адыгского алфавита на основе арабской графики. Следует различать две стороны творчества П.: П.- певец и П.- поэт. Первая - обычная для адыгов песенная форма, составителем и исполнителем которой испокон веков был гегуако. П. в первую очередь гегуако - в этой роли он служит фольклорной традиции, особенно песенной. Но гегуако, впервые переложивший песню на бумагу - это уже поэт. Таким образом, П. перекинул мост от народного фольклора к национальной литературе, и это явление по важности и величине трудно переоценить. Как опытный гегуако, П. много разъезжает по «горячим точкам», чтобы быть очевидцем важных событий. Так появляются его знаменитые песни: «Песнь об Алихане Каширгове», «Песня Залимгери Керефова», «Плач Нагая», «Песнь Максиды», «Озов Мурат», «Плач Сосруко» и др. Песни и, в первую очередь, песни-плачи (гыбза) П. далеко выходят за рамки жизнеописания и восхваления, что типично для такого рода песен. В них отражены целые явления, общественная жизнь народа. В гыбзе «Плач Карачая» за убийством юноши, осмелившегося жениться на любимой девушке, скрывается система социального насилия. Описанная гибель Нагая («Плач Нагая»), нелепо погибшего от рук пьяного человека, - закономерна или случайна? Озов Мурат из одноименной песни восстает против деспотизма и попадает в тюрьму. После побега он превращается в народного мстителя, представители верхушки его именем пугают детей. В «песне об Алихане Каширгове» князь Тембулат убивает старика, несшего обед своему сыну. В защиту слабого старика вступает сын, но и он погибает. За всеми этими отдельными трагедиями просматривается зримый фон, на котором подобная картина общей народной драмы естественна и органична - порочная система, несовершенный социо- и миропорядок. П. стал свидетелем геноцида адыгского народа, его истребления, последующего насильственного выселения в Турцию. В этой ситуации П. решает выехать в Турцию, чтобы, вернувшись, рассказать об истинном положении переселенцев, которое многими по незнанию идеализировалось. По возвращении Пачев ходил из села в село, собирал народ и пел ему песни о Турции, о бедственном положении мухаджиров. По свидетельству очевидцев, многие семьи после песен П. передумали переселяться в Турцию и остались на Родине. Русско-Японская война непосредственно коснулась и Кабарды. Это событие находит отражение в творчестве П., в частности, в песне «Залимгери Керефов и Русско-Японская война». Герой поэмы 3. Керефов восстает против произвола высших армейских чинов, бессмысленности войны. Когда он об этом заявил открыто, его расстреляли. В творчестве П. нашла яркое отражение революционная тема: в период 1904-1906 гг. появляются такие произведения, как «Князь», «Княгиня», «Мулла», «Заряжайте ружья», «Старуха», «Песня о Каширгове». Эти стихи - политическая реакция поэта на любую форму угнетения, несправедливости. Его поэзия - это призыв к борьбе против насилия, за справедливость. В произведениях этого периода П. доступным и образным языком вскрывает истинную суть явлений, чтобы донести правду до любого человека. Образы просты, сюжеты конкретны, но при этом обладают большой обобщающей силой. П. волновали не только проблемы и беды Кабарды,- он путешествовал по всему Кавказу, вплоть до Азербайджана. В Баку он написал поэму «Шамиль» (ныне утеряна). «Это целая эпопея из эпохи борьбы с царизмом.... Отдельные куски поэмы совершенно исключительны по яркости картины и художественным достоинствам.,.. Когда я читал поэму Пачева..., мне казалось, что она не уступает лучшим известным образцам. Боюсь, что перевести ее на русский язык будет очень трудно: пропадут вся меткость, остроумие, тонкость, все своеобразие кабардинского подлинника». (П. Максимов. Поэты Кабарды и Балкарии...С. 104). В 1909-1910 гг. Пачев создает большую поэму «Кинжал». Неограниченное самоуправство князей, их неумеренная гордыня приводили к вспышкам народного гнева, раздорам, кровавой резне, которая оборачивалась кровной местью. В 1910-1913 гг. царская администрация, проводя столыпинскую аграрную политику, передала народные Зольские пастбища в собственность аристократической верхушке. Это вылилось в Зольское восстание и сразу получило в творчестве П. живой отклик («Золка»). При всей своей эмпиричности и простоте, поэзия П. философична («Первые слова», «Жизнь и смерть», «Старость»). Сложный послереволюционный этап отразился в цикле стихов: «Возвращенная Кабарда», «Освобождение», «Наш край», «Эмигранты». О драме человека, не нашедшего своего места в новую эпоху, повествует поэма «Катханов Назир». Горячая надежда на твердые справедливые устои после тяжелого дореволюционного и революционного этапов, Гражданской войны выливается у П. верой в Ленина, Советскую власть. Свою надежду на вождя он воплотил в произведениях: «Мое слово о Москве», «Песня о Ленине», «Ленина сила - морю подобна», «Ленин живет», «Баксан», «Мир в трауре». Заметное место в творчестве П. отведено сатирическим произведениям. В таких стихотворениях, как «Хвастун», «Лицемер», «Вор», «Болтун» поэт высмеивает весь набор представленных качеств. Светлым оптимизмом проникнуты произведения о новой жизни: «Баксан», «Канал», «Колхоз», «Переселенцы», «Наставления», «Мы победим», «Освобождение». Он пишет о возрожденной жизни, преобразованиях. В 1935 г. вышла историческая поэма П. «Кабарда». Автор уходит в ретроспективу становления и развития своей Родины. Поэт воспевает сегодняшний день республики и смотрит с надеждой в будущее. Последние годы П. создал цикл лирических стихов «Моя старушка», «Старость», «Девушка», «Свадебная здравица», в которых пытается определить истинные ценности жизни. К ним же примыкает оригинальное стихотворение «Курица». Эйфория по поводу нового строя постепенно стала затухать - на поверку феодализм и царизм сменились новой диктатурой. Пришедший к власти Б. Калмыков надеялся сделать из П. сугубо пролетарского поэта. Он нанял специального человека, дал ему бричку и велел возить поэта по советским объектам. П. все посмотрел, но не написал ни строчки о новом советском строе. Однажды Б. Калмыков организовал большое собрание для стариков. П. явился туда без приглашения. После выступления Калмыкова он первым взял слово и в поэтической форме принялся критиковать все нынешнее руководство' с Калмыковым во главе. Последний подал знак своим людям, и поэта буквально вынесли с собрания. Остается загадкой, почему поэта тотчас же не арестовали. Исследователи полагают, что даже в это время был еще силен иммунитет гегуако. У П. были обширные литературные связи. Поэма «Мое слово о Москве», долгое время считавшаяся утерянной, хранилась у видного абхазского академика С. Н. Джанашиа, друга П. «В гостях у него были Михаил Пришвин и Сергей Бондарин... О замечательном сыне кабардинского народа знал и А. М. Горький, который внимательно следил за литературным творчеством П. Горький обязал Ю.Либединского, впервые ехавшего по особому заданию в Кабардино-Балкарию, чтобы тот заехал к Пачеву и тщательно ознакомился с его литературным творчеством». (И. Пшибиев. Жизнь и творчество Бекмурзы Пачева. У П. осталось большое творческое наследие - неопубликованные стихи и поэмы, которые он хранил в небольшом сундучке. Его назвали «золотым сундуком». В 1938 г. А. А. Шогенцуков и А. Кешоков, не зная о его существовании, поехали в Нартан, забрали его и поместили в КБНИИ. А. А. Шогенцуков взялся за дешифровку алфавита, его расшифровал, А. Кешоков и А. Дадов были ответственными за литературную обработку. Вскоре началось Великая Отечественная война, поэты ушли на фронт. «Золотой сундук» сгорел во время пожара КБНИИ - погибло 14 тысяч ненапечатанных поэтических строк П. Соч. : Поэтам. Певец бедняцкого горя. На машины, друзья! Стихи // ДН. 1957. № 6; Тхыгьэ зэхуэхьэсахэр (Собрание сочинений). Налшык, 1963; Стихи. Нальчик, 1967; Тхыгъэхэр (Произведения). Налшык, 1996. Лит.: Теунов X. Народный поэт Кабарды Бекмурза Пачев // УЗ КБНИИ. 1947. Т. 2. С. 177-188; Либединский Ю., Теунов X. Чудесный самородок (Народный поэт Кабарды Б. Пачев). Нальчик, 1947; Теунов X. Чудесный самородок // Свет с Севера. М., 1956; Бондарин С. Поэт. М., 1956. С.142-147; Пшибиев И. Ранее неопубликованные произведения Б. Пачева // УЗ КБНИИ. 1959. Т.16; Он же. Жизнь и творчество Б. Пачева. Черкесск, 1962; Султанов К. Пачев Бекмурза // Певцы разных народов. Махачкала, 1971. С. 226-235; Либединский Ю. Б. Пачев // Современники. Нальчик, 1974; Курашинов Б. Седой орел // Содружество муз. Нальчик, 1982; Кармоков X. Щ1эджащэ (Витязь) // Гъащ1эм и плъыфэхэр (Разноцветие жизни). Нальчик, 1989; Нало 3. Бэчмырзэ и псэ мызагъэр (Неспокойная душа Бекмурзы) //Лъабжьэмрэ щхьэк1эмрэ (Корни и крона). Нальчик, 1991; Пщыбий И. Бэчмырзэ. Источник: Институт Гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. Нальчик. Издательский центр "Эльфа". 2003 г. |