adygaabaza.ru | Адыгэ Абаза Сайт - Пачев Бекмурза Машевич (1854-1936)
Четверг, 30.03.2017, 01:43 RSS

Главная

Музыка и Видео Галерея Статьи Блог Ссылки Форум Почта Контакты Регистрация Вход
Къеблагъэ Хьэщlэ
Новое! Создайте себе почту @adygaabaza.ru подробнее...
Новое! Адыгская Википедия перейти...
Статьи
Главная » Статьи » Личности

Пачев Бекмурза Машевич (1854-1936)
Материал взят с сайта kabbalk.ru

В раннем детстве лишился матери. Мать его, урожденная Слонова, состояла в тесном родстве с княжеским родом Хуамурзиных. Его дед по отцу Асланбек-Хаджи Гогноко был весьма образованным человеком для своего времени (существует предположение, что он учился в одной из арабских стран). Ве­роятно, благодаря ему любознательный мальчик овладел арабской грамотой; отец отдал сына для обучения односельчани­ну Мисосту Тлянчеву, который в свое вре­мя учился в Петербурге, был человеком широко образованным и интересным. Оче­видно, Тлянчев обучил подростка русско­му языку, письму и чтению, повлиял на его мировоззрение. Позже учителями П. были Ляша Агноко, Исмаил Клишбиев, Пинчук Сижажев. Отношения с Тлянчевым же переросли в большую дружбу. П. на­зывает его «другом лучшим» в первом же поэтическом произведении «Как Бекмурза собирался жениться».

К 18 годам П. решил жениться на доче­ри уорка Меланибова Быце. Однако пред­ложение было встречено отказом. Неизве­стно, что действительно явилось причиной этого, возможно то, что при всей родови­тости, П. был из «обедневших». По край­ней мере, сам поэт подтверждает именно эту версию: «Я был беден, а она из бога­теньких... И когда я посватался, мне отка­зали, дав понять, что я не пара для такой красавицы. С горя пошел на кладбище, лег на чью-то могилу и уснул... Сколько спал, не помню, а когда проснулся,- сразу по­чувствовал себя гегуако и сложил такие стихи: «Вы отказали мне в руке своей до­чери / Не через то, что я не красавец-джи­гит, / Но другая здесь причина, другая», / Вы - богачи, а я - бедняк / Ну, что же, пус­кай, я бедняк» {П. Максимов: Поэты Кабарды и Балкарии // На подъеме Ростов н /Д. 1933. №6, 7.

Тогда молодой П. похитил невесту, но, вынужден был вернуть. Отец девушки, что­бы дискредитировать жениха, обвинил его в конокрадстве и подал в суд. Отец П. внес залог за сына и освободил его. С течением времени поэт все-таки женился на Б. Нибовой. Сама девушка отказывала другим, храня верность молодому П., и родители вынуждены были согласиться на этот брак. У П. было 10 детей: Фатима (умерла в дет­стве), Нус, Хани, Мартин, Гид, Бабух, Хор-хан, Абубачир, Даханаго.

Ранние произведения П. тесно связаны с фольклорной поэтической традицией, («Как Бекмурза женился», «Невидимка», «Плач Сосруко», «Плач Нагая»). Уже в ран­нем творчестве поэт остро реагирует на любые формы несправедливости, соци­ального неравенства, дискриминацию лич­ности, как абсолютной ценности. Такая со­циальная направленность творчества П. имела под собой объективные основания: он жил в переломную эпоху, на стыке ве­ков, когда происходили важнейшие собы­тия не только на его родине - в Кабарде, но во всем огромном пространстве Рос­сии. П. стал свидетелем трех революций: 1905 г., Февральской и Октябрьской, четы­рех войн - завершающего этапа русско-кавказской, русско-японской, Первой миро­вой, Гражданской, явился очевидцем Зольского восстания 1913 г. После первого же своего произведения, с трудом вспомнив собственную строфу, П. пришел к необ­ходимости создания адыгского алфавита на основе арабской графики.

Следует различать две стороны твор­чества П.: П.- певец и П.- поэт. Первая - обычная для адыгов песенная форма, со­ставителем и исполнителем которой испо­кон веков был гегуако. П. в первую очередь гегуако - в этой роли он служит фольк­лорной традиции, особенно песенной. Но гегуако, впервые переложивший песню на бумагу - это уже поэт. Таким образом, П. перекинул мост от народного фольклора к национальной литературе, и это явление по важности и величине трудно переоце­нить.

Как опытный гегуако, П. много разъез­жает по «горячим точкам», чтобы быть оче­видцем важных событий. Так появляются его знаменитые песни: «Песнь об Алихане Каширгове», «Песня Залимгери Керефова», «Плач Нагая», «Песнь Максиды», «Озов Мурат», «Плач Сосруко» и др. Песни и, в первую очередь, песни-плачи (гыбза) П. далеко выходят за рамки жизнеописания и восхваления, что типично для такого ро­да песен. В них отражены целые явления, общественная жизнь народа. В гыбзе «Плач Карачая» за убийством юноши, осмелив­шегося жениться на любимой девушке, скрывается система социального насилия. Описанная гибель Нагая («Плач Нагая»), нелепо погибшего от рук пьяного челове­ка, - закономерна или случайна? Озов Му­рат из одноименной песни восстает про­тив деспотизма и попадает в тюрьму. Пос­ле побега он превращается в народного мстителя, представители верхушки его именем пугают детей. В «песне об Алиха­не Каширгове» князь Тембулат убивает ста­рика, несшего обед своему сыну. В защи­ту слабого старика вступает сын, но и он погибает. За всеми этими отдельными тра­гедиями просматривается зримый фон, на котором подобная картина общей народ­ной драмы естественна и органична - по­рочная система, несовершенный социо- и миропорядок.

П. стал свидетелем геноцида адыгско­го народа, его истребления, последующе­го насильственного выселения в Турцию. В этой ситуации П. решает выехать в Турцию, чтобы, вернувшись, рассказать об истинном положении переселенцев, которое многи­ми по незнанию идеализировалось. По возвращении Пачев ходил из села в село, собирал народ и пел ему песни о Турции, о бедственном положении мухаджиров. По свидетельству очевидцев, многие семьи после песен П. передумали переселять­ся в Турцию и остались на Родине.

Русско-Японская война непосредственно коснулась и Кабарды. Это событие нахо­дит отражение в творчестве П., в частно­сти, в песне «Залимгери Керефов и Рус­ско-Японская война». Герой поэмы 3. Ке­рефов восстает против произвола высших армейских чинов, бессмысленности вой­ны. Когда он об этом заявил открыто, его расстреляли.

В творчестве П. нашла яркое отраже­ние революционная тема: в период 1904-1906 гг. появляются такие произведения, как «Князь», «Княгиня», «Мулла», «Заря­жайте ружья», «Старуха», «Песня о Кашир­гове». Эти стихи - политическая реакция поэта на любую форму угнетения, неспра­ведливости. Его поэзия - это призыв к борьбе против насилия, за справедливость. В произведениях этого периода П. до­ступным и образным языком вскрывает ис­тинную суть явлений, чтобы донести прав­ду до любого человека. Образы просты, сюжеты конкретны, но при этом обладают большой обобщающей силой.

П. волновали не только проблемы и беды Кабарды,- он путешествовал по всему Кавказу, вплоть до Азербайджана. В Баку он написал поэму «Шамиль» (ныне утеря­на). «Это целая эпопея из эпохи борьбы с царизмом.... Отдельные куски поэмы со­вершенно исключительны по яркости кар­тины и художественным достоинствам.,.. Когда я читал поэму Пачева..., мне казалось, что она не уступает лучшим извест­ным образцам. Боюсь, что перевести ее на русский язык будет очень трудно: про­падут вся меткость, остроумие, тонкость, все своеобразие кабардинского подлинни­ка». (П. Максимов. Поэты Кабарды и Балкарии...С.  104).

В 1909-1910 гг. Пачев создает большую поэму «Кинжал». Неограниченное самоуп­равство князей, их неумеренная гордыня приводили к вспышкам народного гнева, раздорам, кровавой резне, которая обора­чивалась кровной местью.

В 1910-1913 гг. царская администрация, проводя столыпинскую аграрную политику, передала народные Зольские пастбища в собственность аристократической верхушке. Это вылилось в Зольское восстание и сра­зу получило в творчестве П. живой отклик («Золка»).

При всей своей эмпиричности и просто­те, поэзия П. философична («Первые сло­ва», «Жизнь и смерть», «Старость»). Слож­ный послереволюционный этап отразился в цикле стихов: «Возвращенная Кабарда», «Освобождение», «Наш край», «Эмигранты». О драме человека, не нашедшего своего места в новую эпоху, повествует поэма «Катханов Назир». Горячая надежда на твердые справедливые устои после тяже­лого дореволюционного и революционно­го этапов, Гражданской войны выливается у П. верой в Ленина, Советскую власть.

Свою надежду на вождя он воплотил в про­изведениях: «Мое слово о Москве», «Пес­ня о Ленине», «Ленина сила - морю по­добна», «Ленин живет», «Баксан», «Мир в трауре».

Заметное место в творчестве П. отве­дено сатирическим произведениям. В та­ких стихотворениях, как «Хвастун», «Лице­мер», «Вор», «Болтун» поэт высмеивает весь набор представленных качеств.

Светлым оптимизмом проникнуты про­изведения о новой жизни: «Баксан», «Ка­нал», «Колхоз», «Переселенцы», «Настав­ления», «Мы победим», «Освобождение». Он пишет о возрожденной жизни, преобра­зованиях. В 1935 г. вышла историческая поэма П. «Кабарда». Автор уходит в ретро­спективу становления и развития своей Ро­дины. Поэт воспевает сегодняшний день республики и смотрит с надеждой в буду­щее.

Последние годы П. создал цикл лири­ческих стихов «Моя старушка», «Ста­рость», «Девушка», «Свадебная здрави­ца», в которых пытается определить истин­ные ценности жизни. К ним же примыкает оригинальное стихотворение «Курица». Эйфория по поводу нового строя постепен­но стала затухать - на поверку феодализм и царизм сменились новой диктатурой. При­шедший к власти Б. Калмыков надеялся сделать из П. сугубо пролетарского поэта. Он нанял специального человека, дал ему бричку и велел возить поэта по советским объектам. П. все посмотрел, но не напи­сал ни строчки о новом советском строе. Однажды Б. Калмыков организовал боль­шое собрание для стариков. П. явился туда без приглашения. После выступле­ния Калмыкова он первым взял слово и в поэтической форме принялся критиковать все нынешнее руководство' с Калмыковым во главе. Последний подал знак своим людям, и поэта буквально вынесли с со­брания. Остается загадкой, почему поэта тотчас же не арестовали. Исследователи полагают, что даже в это время был еще силен иммунитет гегуако.

У П. были обширные литературные свя­зи. Поэма «Мое слово о Москве», долгое время считавшаяся утерянной, хранилась у видного абхазского академика С. Н. Джанашиа, друга П. «В гостях у него были Михаил Пришвин и Сергей Бондарин... О замечательном сыне кабардинского наро­да знал и А. М. Горький, который внима­тельно следил за литературным творче­ством П. Горький обязал Ю.Либединского, впервые ехавшего по особому заданию в Кабардино-Балкарию, чтобы тот заехал к Пачеву и тщательно ознакомился с его литературным творчеством». (И. Пшибиев. Жизнь и творчество Бекмурзы Пачева.

У П. осталось большое творческое на­следие - неопубликованные стихи и по­эмы, которые он хранил в небольшом сун­дучке. Его назвали «золотым сундуком». В 1938 г. А. А. Шогенцуков и А. Кешоков, не зная о его существовании, поехали в Нартан, забрали его и поместили в КБНИИ. А. А. Шогенцуков взялся за дешифровку алфавита, его расшифровал, А. Кешоков и А. Дадов были ответственными за лите­ратурную обработку. Вскоре началось Ве­ликая Отечественная война, поэты ушли на фронт. «Золотой сундук» сгорел во вре­мя пожара КБНИИ - погибло 14 тысяч не­напечатанных поэтических строк П.

Соч. : Поэтам. Певец бедняцкого горя. На машины, друзья! Стихи // ДН. 1957. № 6; Тхыгьэ зэхуэхьэсахэр (Собрание сочине­ний). Налшык, 1963; Стихи. Нальчик, 1967; Тхыгъэхэр (Произведения). Налшык, 1996.

Лит.: Теунов X. Народный поэт Кабарды Бекмурза Пачев // УЗ КБНИИ.  1947. Т. 2. С.  177-188; Либединский Ю., Теунов X. Чудесный самородок (Народный поэт Ка­барды Б. Пачев). Нальчик, 1947; Теунов X. Чудесный самородок // Свет с Севера. М., 1956; Бондарин С. Поэт. М., 1956. С.142-147; Пшибиев И. Ранее неопубли­кованные произведения Б. Пачева // УЗ КБНИИ. 1959. Т.16; Он же. Жизнь и твор­чество Б. Пачева. Черкесск, 1962; Султа­нов К. Пачев Бекмурза // Певцы разных на­родов. Махачкала, 1971. С. 226-235; Ли­бединский Ю. Б. Пачев // Современники. Нальчик, 1974; Курашинов Б. Седой орел // Содружество муз. Нальчик, 1982; Кармоков X. Щ1эджащэ (Витязь) // Гъащ1эм и плъыфэхэр (Разноцветие жизни). Нальчик, 1989; Нало 3. Бэчмырзэ и псэ мызагъэр (Неспокойная душа Бекмурзы) //Лъабжьэмрэ щхьэк1эмрэ (Корни и крона). Нальчик, 1991; Пщыбий И. Бэчмырзэ.

Источник: Институт Гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. Нальчик. Издательский центр "Эльфа". 2003 г. 

Категория: Личности | Добавил: CultureAdmin (06.11.2012)
Просмотров: 4953 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 2
2  
angry angry angry angry

1  
angry angry angry angry angry

Имя *:
Email *:
Код *:
Случайное фото
Топ статей
Темы форума
Теги
флаг черкесия адыгэ обычаи традиции Султан Ураган Хажироков Сосруко мучные блюда блюда из мяса и птицы супы Заур Тутов личности адыгэш Аслан Дудар Маремуков Кабарда дэмыгъэ тамга Черкесский флаг Псейтук Хацаев Магомед Дзыбов Дзыбов дахэ кабардинская лошадь культура кухня Нахушев Жъыу Нартский эпос кардангушев зарамук черим уэрэдыжь адыги Аслан Готов Оштэн адыгский юмор Аков Мухарбек Акъ Мухъэрбэч кунижев хаждал Азамат Биштов Биштов черкес Бэрэтэрэ Хьабидэт Пшихачев Мухажир ПщыхьэщIэ Мухьэжыр шалов хусен къуныжь хьэждал Ансамбль Синд

На сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Статистика
$
Друзья