Материал взят с сайта kabbalk.ru Кабардинский поэт, прозаик. Окончил двухлетнюю сельскую школу (1924-1926), открытую в 1923 г. его отцом; восьмую ударную ускоренную группу Баксанской окружной с/х школы (1926-1931). После окончания филологического отделения Второго Северо-Кавказского пединститута в г. Владикавказе (1931-1935) работал преподавателем кабардинского языка и литературы на областных учительских курсах для подготовки учителей сельских школ. Год преподавал русский язык и литературу на Кабардинском пед.раб.фа-ке, а затем поступил в аспирантуру Института нерусских школ в Москве. В связи с закрытием института вернулся в Нальчик и работал директором НИИ национальной культуры (ныне КБИГИ; 1938-1939). К. служил в Советской Армии, был кадровым офицером (1941-1945), министром просвещения КБАССР (1945-1948), секретарем Кабардинского обкома ВКП(б) (1948-1950). После окончания аспирантуры Института красной профессуры (Академия общественных наук при ЦК КПСС) работал заместителем председателя Совмина КБАССР (1953-1959). С 1959 г. К.- председатель Правления Союза писателей КБАССР и секретарь Правления Союза писателей РСФСР, секретарь Правления Союза писателей СССР и Литфонда СССР (1970-1980). К.- член Союза писателей СССР (1939), член КПСС (1941), входил в состав Президиума Советского комитета солидарности стран Азии и Африки, Советского комитета по связям с писателями Азии и Африки. Он входил в руководство ряда международных и всесоюзных ассоциаций писателей, представлял литературу народов СССР и России на многих международных форумах деятелей культуры. К. избирался депутатом Верховного Совета СССР, Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета КБАССР. К.- народный поэт Кабардино-Балкарии (1964), Герой Социалистического Труда (1990), лауреат Госпремии РСФСР им Горького (1969), Госпремии СССР I Награжден орденами Октябрьской Революции (1974), Ленина (1984). Почетной грамотой КБР (1994). С именем К. связано развитие кабардинской поэзии и художественной прозы. Значителен его вклад в развитие кабардинской драматургии, публицистики, литературно-художественной критики. К.- автор многочисленных поэтических сборников нескольких пьес, киносценария, романов автобиографической повести, рассказов и новелл. Всем своим богатым и разнообразным творчеством он определяет ведущие тенденции развития кабардинской литературы. Рождение К.-поэта состоялось в начале 30-х гг. Его первые поэтические произведения появились на страницах альманаха «Къа-руущ1э» (Новая сила. 1932), сборника «Япэ лъэбакъуэ» (Первый шаг. 1933). Первая поэма - «Бгы лъапэхэм деж» (У подножия гор. 1934). Шаги, сделанные молодым К., явились продолжением и углублением реалистической традиции, которую в кабардинской литературе развивал Али Шогенцуков* Характеризуя раннее творчество поэта, М. Сокуров писал: «И по материалу своего творчества, и по его конкретному содержанию, даже по поэтической форме и приемам Кешоков резко отличается от своих предшественников. Сам новый человек, в подлинном смысле слова, он и говорит прежде всего о том новом, что связано с воцарением социалистических отношений в жизни, причем выражает это новое в прямой поэтической форме, почти без всякого сопоставления прошлого и настоящего». В начале 40-х гг. К. создал цикл стихов, ставших вершиной кабардинской лирики довоенного времени («Дорогая мысль», «Вечерний всадник», «Мое солнце», «На мчащемся коне» и др.). Лирический герой во всем великолепии предстает в стихотворении «На мчащемся коне» (1941). Летящий всадник - глубоко национальный образ. Созданный поэтическим воображением поэта, он стал символом идеи вечного движения вперед. Выход в свет первого сборника стихов и поэм «Бгы лъапэхэм деж» (У подножия гор. 1941) совпал с уходом К. на фронт Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Его служба началась в военном училище, после которого он был направлен в действующую армию сначала редактором дивизионной газеты «За Родину», а затем корреспондентом армейской газеты «Сын Отечества». Работа в газете свела К. с В. Гоффеншефером и К. Кулиевым. Вместе они прошли путь от Саль-ских степей до Восточной Пруссии. Под псевдонимом «Алим Бомба-Бей Штык-Оглы Шарапн-Эль Саади» на страницах газеты «Сын Отечества» появились многочисленные очерки, пародии, юмористические и сатирические стихи К. Его кор-энденции документально воспроизводили хронику войны. Он писал о простых людях, героически сражавшихся с врагом, о народе, об истоках народной отваги. Военная биография К. насыщена яркими эпизодами (см. главы «Вкус Сиваша», «Прибалтика» из повести «Вид с белой горы»; роман «Сломанная подкова»). Война знаменовала собой не только серьезный этап в жизни и творчестве К., но, совпав со зрелостью художника, заставила его во многом по-новому всмотреться в окружающий мир. В жестоких буднях войны лирика К. стала более земной и драматичной («Очаг», «Котелок», «Другу», «Мать солдата», «Буря в горах», поэма «Отец»). В рассказах, очерках и корреспонденциях о солдатских буднях возмужал и окреп реализм поэта. Через реальные приметы жизни к К. пришли философские раздумья. Целомудренная сдержанность, характерная для стихов военной поры, впоследствии стала отличительной чертой творчества К. Одним из жанров послевоенной лирики поэта стала лирическая новелла-миниатюра с подробными образными деталями, сквозь которые проступает его авторское мировосприятие (аллегорические баллады «Терек», «Разговор рек», «Собрание гор»). Стихотворение «Шум и гъуэгу» (Путь всадника) - одно из программных произведений К., давшее название сборнику стихов и поэм, который увидел свет в 1946 г. Поэма «Щ1алэгъуэ щ1ыналъэ» (Земля молодости. 1947), в которой К., используя фольклорный первоисточник, вложил в канву древней легенды современное содержание. Обреченность зла (образ Гошаней) в мире справедливости (образ Дахаос) - реалистическая правда, которая выражена в поэме в сказочно-аллегорической форме. Первый опыт создания фольклорной поэмы впоследствии вылился в объемный исторический замысел поэмы «Тисей» (Тисовое дерево. 1955). Эта поэма раскрывает в историческом плане одну из актуальных тем кабардинской литературы - героическую борьбу адыгов за свою свободу и независимость в период колонизации Кавказа царской Россией. Послевоенный этап в творчестве К. примечателен пристальным вниманием поэта к событиям и людям, внешне негероическим, но несущим в себе незримый свет трудового энтузиазма, созидательного вдохновения. В 50-е гг. К. начинает наряду с поэзией работать над прозой. Одновременно он выступает с детскими стихами. Вскоре после Великой Отечественной войны выходят его сказки «Злбэздыкъуэ» (Эльбаздуко) и «Бажэ пшынз» (Лисья гармонь. 1948). В своих стихах, посвященных детям, поэт описывает ребят с их недетскими проблемами, которые принесла им война («Девочка с косичками», «Мама», цикл стихов «Маринкино яблоко» и др.). Учитель по призванию, по семейной традиции, К. мягко и ненавязчиво рисует детские характеры, психологически точно выписывает портреты юных кабардинцев. В 50-е гг. в поэзии К. появилась тема о соплеменниках – адыгах - изгнанниках, живущих в странах Ближнего Востока. В 60-е гг. поэтический дар К. достиг наивысшего расцвета. В эти годы написаны стихи «Поэт со своею посадкой в седле», «Рассвет, сделав тени короче», «Кобылицы», «Огонь», «Кинжал», «Солнце и звезды» и др. Программным можно обозначить его стихотворение «Кинжал»: «Мерцает сталь холодная сурово, / И я желаю более всего, / Чтобы сливались истина и слово, / Как лезвия кинжала одного». Метафорический лаконизм письма, строгая отточенность мысли привели К. к созданию емких стихотворных миниатюр «Усэ шэрыуэхэр» (Стихи-стрелы). Этапной книгой стал сборник «Кубок неба» (1975),- «высшая точка в поэзии Алима Кешокова» (Д. Кугультинов): Сюда вошел цикл стихов об Индии «Сундур» и др. стихи. Сборник был представлен на соискание Госпремии СССР (1978). Сборники стихов К.- этапные вехи восхождения К. на поэтический Олимп, по которым можно проследить его творческую эволюцию: «Бгы лъапэхэм деж» (У подножия гор. 1941), «Шум и гъуэгу» (Путь всадника. 1946), «Щ1алэгъуэ щ1ыналъэ» (Земля молодости. 1948), «Стихи» (1951), «Идя за партией» (1953), «В новом доме» (1955), «Стихи и поэмы» (1956), «Долголетие» (1957), «Стихотворения, поэмы» (1957), «Черкесские мотивы» (1963), «Мывэхуабэ» (Теплые камни. 1964), «Желаю здоровья» (1964), «Заоблачные люди» (1964), «Бабий приказ» (1965), «У меня в гостях» (1966), «Полет ласточки» (1966), «Дамыгьэ» (Тавро. 1969), «Плечом к плечу» (1970), «Земля добра и винограда» (1973), .«Кубок неба» (1975), «Талисман» (1976), «Батырыбжьэ» (Богатырская чаша. 1977), «Вагъуэ махуэ» (Звездный час. 1979), «Стихи-стрелы» (1981), «Свет в окне» (1983), «Книга утра» (1983), «Огонь для ваших очагов» (1984), «Мед воспоминаний» (1987), «Усэхэр» (Стихи. 1988)и др. «Лирика Кешокова органически сплавила традиции устной поэзии и творчество Али Шогенцукова с опытом русской поэтической культуры. Поэтику Кешокова, его стиль, фактуру стиха, ритмы невозможно представить без таких компонентов, как разнообразная традиционно-европейская строфика, богатая концевая рифмовка, основанная на известных в русской классической силлаботонике способах, новый, чрезвычайно свободный синтаксис, уже не ограниченный стиховой стройкой, разнообразие интонаций, богатство звукописи, красок, неповторимость ритмов каждого стихотворения, небывалая в кабардинской поэзии оснащенность стиха всеми изобразительными средствами родного языка. Кешоков - создатель нового стиля в поэзии, нового поэтического языка, который, как и всякое подлинное совершенство, почти не ощущается в своей естественности» (М. Сокуров). Значителен вклад К. в развитие наиболее сложной разновидности кабардинской художественной прозы - многопланового романа. Им издано 9 романов, ставших этапными вехами не только кабардинской, но и горской прозы в целом: «Хъуапсэгьуэ нур» (Чудесное мгновение. 1958), «Мазэ ныкъуэ щхъуант1э» (Зеленый полумесяц. 1965), «Бгыщхьэхэр жейркъым» (Вершины не спят. 1970), «Щынэхужьыкъуэ» (Долина белых ягнят. 1971), «Нал къута» (Сломанная подкова. 1973), «Эмирым и сэшхуэ» (Сабля для эмира. 1984), «Кхъужьыфэ» (Грушевый цвет. 1985), «Мазэ къыщ1э-к1ыгъуэ» (Восход луны. 1977), «Лъапсэ» (Корни. 1991). Проникнутые высокой нравственностью и гуманизмом, романы К. не только результат самобытного таланта, но и кропотливого труда, широкого кругозора, глубоких знаний в различных областях истории, философии, литературы и искусства. В своих произведениях К. сумел воссоздать и раскрыть летопись поколений, показать истоки героизма и самоотверженности своего народа. Романы К. полны многоголосья времени, живописной красочности, психологической достоверности. В них присутствует элемент типизации, художественного вымысла, обобщения. После выхода в свет дилогии «Вершины не спят» (1970) в печати были опубликованы многочисленные рецензии и статьи, авторы которых были единодушны в мнении, что К. написал произведение, в котором с большим мастерством показан путь горских народов в революции. «Вершины не спят» - новаторское явление в горской прозе» (Н. Джусойты). «Зримо, в столкновении судеб людей здесь показано, что означало на деле самоопределение наций в процессе социалистической революции и в борьбе за ее идеалы» (В. Гоффеншефер). Роман «Чудесное мгновение», созданный К. в конце 50-х гг. на основе исторических документов, семейных рассказов, архивов, архива отца за годы работы в ревкоме, наконец, впечатления детских лет, - это одна из вершин современной горской прозы. Все грани большого таланта К.- лирика, исследователя истории родной земли, наконец, человека крайне наблюдательного, тонко чувствующего юмористическое словцо, меткую насмешку,- засверкали в этом обширном эпическом полотне» (В. Чалмаев). «Будучи сыном своего народа, прекрасно зная свой народ, свою землю, историю, свой фольклор, К., пока плетет канву романа, успевает столько рассказать нам задушевного о быте, традициях, обычаях кабардинцев, о разных случаях и происшествиях, хранящихся в коллективной народной памяти, что роман приобретает поистине энциклопедическую ценность и, думается, никогда ее не утратит» (Вл. Солоухин). «Впечатление панорамности изображения жизни возникнет оттого, что писатель обращается к кардинальным идеям и конфликтам времени, вводит в сюжетную орбиту повествования самых различных героев, представляющих социальный, психологический облик нации, еще оттого, что любой герой дилогии - пусть он будет главным или эпизодическим - обрисован многообразно, в связи с основополагающими направлениями романа, в проекции разных событий» (К. Шаззо). За дилогию «Вершины не спят» К. был удостоен Госпремии РСФСР им. Горького (1969), а в 1988 г. по ней был снят художественный фильм. Роман «Сабля для эмира» (1984) стал заключительной частью историко-революционной трилогии, в которой нашли отражение события Первой мировой войны, Октябрьской социалистической революции 1917 г., Гражданской войны, показанные К. через судьбы горских народов. Непреходящая значимость трилогии не только в том, что в ней многообразно реализован историзм художественного мышления, но и в том, что она существенно обогатила жанровые особенности и принципы национального романа. О героической борьбе народов Северного Кавказа с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., об их самоотверженном труде по восстановлению разрушенного оккупантами народного хозяйства социально-историческая трилогия «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет», ставшая этапным произведением для всей национальной прозы о войне. В этой трилогии К. удалось, отталкиваясь от частного, рисуя конкретное, создать обобщенный портрет времени и художественно воспроизвести подвиг всего советского народа. Роман «Сломанная подкова», выдвинутый на соискание Госпремии СССР (1976), вызвал в свое время ураганный шквал субъективной критики со стороны отдельных писателей и руководящей номенклатуры республики, однако время расставило все по своим местам. Истина восторжествовала, и справедливость воздала должное К., вся жизнь и разносторонняя деятельность которого - пример самоотверженного служения народу, высокой нравственности и художественной правде. Под влиянием острых дискуссий вокруг его романов К. всесторонне исследует обстоятельства, влияющие на национальное своеобразие литератур малочисленных народов. По его мнению, «создать образ современника - глубоко индивидуальный, национально-особенный и в то же время общечеловеческий характер - какая это трудная задача». В основу романа «Восход луны» (1977) легли впечатления, полученные К. от многочисленных поездок в арабские страны. В этом произведении ему удалось достичь того же художественного эффекта, что и цикле «Синдур» (1975). «Восход луны» - остросюжетный роман о борьбе молодежи с силами реакции в одной из стран арабского Востока, где нашли прибежище палестинцы, изгнанные израильскими оккупантами со своей земли. Как вспоминает сам автор, «если мне удалось написать роман «Восход луны», посвященный героическим палестинцам, то это произошло во многом благодаря моим личным контактам с участниками палестинской революции. Мне было приятно, когда друзья-арабы называли меня Абу-Фарида, то есть отец Фариды. Фарида - это центральный персонаж романа. На Востоке есть такой обычай - называть родителей по имени сына или дочери. Наверное, это были наивные читатели, но мне кажется, такими «наивностями» стоит дорожить...». Своеобразным художественным комментарием к поэзии и прозе стала автобиографическая повесть «Вид с белой горы» (1973), в которой К. сказал: «Все, что я писал и пишу, относится к моей республике, к той земле, которая взрастила меня и вскормила. К истории и судьбе народа, который породил меня. Я навечно связан со своим народом и, естественно, все перемены в его жизни и судьбе меня всегда волновали, ничто незамеченным не проходит». К. зарекомендовал себя и как своеобразный публицист, смело борющийся за общественный прогресс. Публицистика К. практически еще не изучена, хотя она так же художественна, как и его романы. Статьям К. присущи гражданский пафос, глубокие раздумья о судьбах народов, трепетное осознание исключительной ответственности за мир во всем мире. Широкий охват большого и разнообразного материала, глубокий анализ исторических фактов при исключительной сжатости изобразительных средств - черты, присущие публицистике К. Увлекательно и интересно написан цикл зарубежных очерков «Шаги по континентам», куда вошли заметки о Нигерии («Черный свет»), Индии («Борунда»), Сирии («Зерна на дороге»), Вьетнаме («Флаги над холмами»), Эфиопии («Страна молодой революции») и др. Очерк «Зерна на дороге» своего рода путешествие в прошлое адыгов - переселенцев, живущих в странах Ближнего Востока. Полны интересных наблюдений, фактов, психологических характеристик заметки «Письма из Сирии» (1уащхьэ-махуэ. 1958. № 6. С. 80, 81). «Лед уходит, берег остается. Югославские впечатления» (Литература и жизнь. 1962. № 12, 14, 16), «Душа Алжира» (Лит. газета. 1965. 12.06.), «Течение Босфора» (Лит. газета. 1970. 04.02.). По впечатлениям от поездки в Борунду написана «Индийская поэма о семи братьях и одном колодце» (1973). Драматургия - еще одна ипостась многогранного творчества К. Он - автор пьесы «Алъхъо» (Алхо. 1950), драмы «Гъуэ-гуанэ» (Последняя верста. 1968), водевиля «Летающая тарелка» (1976). В сборник новелл «Хъыбархэр» (1999) вошли прозаические произведения, написанные К. в последние годы, в том числе и рассказ «Зи лъэрыгъыпс т1ыгъа» (Чье стремя мы держали. 1989), который ранее не публиковался. В нем К. рассказывает о малоизвестных фактах из биографии Али Шогенцукова и своего отца Пшемахо Ке-шокова. Поэзия, проза, драматургия К. стали достоянием многих стран и народов. Произведения К. переведены на английский, арабский, испанский, немецкий, русский, словацкий, финский и др. яз. Соч.: Бгы лъапэхэм деж (У подножия гор): Стихи. Нальчик, 1941; Шум и гъуэгу (Путь всадника): Стихи и поэмы. Нальчик, 1946; Елбэздыкъуэ (Эльбаздуко): Сказка для детей. Нальчик, 1948; Бажэ пшынэ (Лисья гармонь): Сказка для детей. Нальчик, 1948; Щ1алэгъуэ щ1ыналъэ (Земля молодости): Стихи и поэмы. Нальчик, 1948; Алъхъо (Алхо): Пьеса // ЛХА «Кабарда». 1950. № 4; Стихи. М., 1951; Партырдипашэу (Идя за партией): Стихи, песни, поэмы. Нальчик, 1953; Тисей (Тисовое дерево): Поэма. Нальчик, 1955, М., 1958; В новом доме: Стихи и поэма. М., 1955; Усэхэмрэ поэмэ-хэмрэ. Нальчик, 1956; Долголетие: Стихи. Нальчик, 1957; Путь всадника: Стихи. М., 1957; Стихотворения. Поэмы. М., 1957; Девочка с косичками: Стихи. М., 1957; Стихотворения. Поэма «Земля молодости». М., 1959; Хъуапсэгьуэ нур (Чудесное мгновение): Роман. Налшык, 1960; Живое седло. Кавказская повесть. М., 1961; Чудесное мгновение: Роман. Нальчик, 1962; Мывэ хуабэ (Теплые камни): Стихи. Налшык; М., 1964; Избранное // В 2 т. Нальчик, 1964; Желаю здоровья: Стихи. М., 1964; Заоблачные люди: Стихи. М., 1964; Бабий приказ: Стихи. М., 1965; Мазэ ныкъуэ щхъуант1э (Зеленый полумесяц): Роман. Налшык, 1966; У меня в гостях: Стихи. М., 1966; Зеленый полумесяц: Роман. М., 1967; Тавро: Стихи. М., 1969; Вершины не спят: Роман в 2 кн. Чудесное мгновение и Зеленый полумесяц. М., 1970; Плечом к плечу: Стихи и поэмы. М., 1970; Последняя верста: Драма. М., 1970; Избранная лирика. М., 1971; Щынэхужьыкъуэ (Долина белых ягнят): Роман // 1уащхьэмахуэ. 1971. № 5, 6; 1972. № 1-6; Плечом к плечу: Стихи и поэмы. Нальчик, 1972; Меня позвали горные вершины // Эхо эпохи. Стихи поэтов братских республик СССР. М., 1972; Родник // Дружбы негасимый свет. Ростов н/Д, 1972; Сломанная подкова: Роман. М., 1973; Земля добра и винограда: Стихи и поэмы. М., 1973; Горской песни два крыла: Стихи. Нальчик, 1974; Вид с Белой горы: Автобиографическая повесть и литературно-критические статьи. М., 1974; Кубок неба: Стихи и поэма. М., 1975; Талисман: Стихи и поэмы. М., 1976; Вид с Белой горы: Повесть. М., 1977; Восход луны: Роман // Октябрь. 1977. №4. С. 3-82; № 5. С. 93-133. № 6. С. 54-103; Баты-рыбжьэ (Богатырская чаша): Стихи. Налшык, 1977; Напутствие: Стихи. М., 1978; Восход луны: Роман. М., 1977; Сломанная подкова: Роман. М., 1978; Вагъуэ махуэ (Звездный час): Стихи. Налшык, 1980; Сабля для эмира: Роман. М., 1982; Собр. соч. В 4 т. М., 1981-1982; Свет в окне: Стихи и поэмы. М., 1982; Къужьыфэ (Грушевый цвет): Роман. Налшык, 1985; Книга утра: Стихи. М., 1983; Огонь для ваших очагов: Стихи. М., 1984; Мед воспоминаний: Стихи и поэмы. М., 1987; Усэхэр (Стихи): Нальчик, 1988; Лъапсэ (Корни): Роман // 1уащхьэмахуэ. 1990. № 2-6. 1991. № 1-3; Лъапсэ (Корни): Роман. Нальчик, 1994; Хъыбархэр (Новеллы): Нальчик, 1999. Лит.: Гоффеншефер В. Путь всадника // ЛХА «Кабарда». 1947. № 1. С. 199-203; Светлов М. Путь к большой поэзии // ДН. 1951. № 5, С. 186-188; Гоффеншефер В, Традиционный образ и современность //НМ. 1952. № 11. С. 252-255; Гоффеншефер В. Знакомые образы и современность//ЛХА «Кабарда». 1953. № 5. С. 182— 192; Сокуров М. К характеристике ранней лирики А. Кешокова//УЗКБГУ. 1957; Сокуров М. Чувство времени // Д. 1963. № 9. С. 167-170; Кулиев К. Высекает огонь, излучает свет//Л Р. 17 июля; Гоффеншефер В, Мудрость и молодость//Л Г. 1964.21 июля; Эльбердов Э. Метка хозяина // ЛР. 1964. 4 дек.; Баруздин С. В новом качестве // ДН. 1965. №6. С. 280; Сокуров М. Кешоков Алим // ОИКЛ. Нальчик, 1965. С. 199-227; Кашежева Л. Послевоенная кабардинская проза //ОИКЛ. Нальчик, 1968. С. 165-168; Сокуров М. Лирика Алима Кешокова. Нальчик, 1969; Гринберг И. Поэзия горской прозы // Д. 1969. № 6. С. 142-152; Суровцев Ю. История народа и своеобразие художника. М., 1969. С. 213-216; Налоев 3. Послевоенная кабардинская поэзия. Нальчик, 1970; Солоухин В. Крылья удали //ЛР. 1970.27 февр.; Бикмухаметов Р. Роман и литературный процесс (Развитие литератур Северного Кавказа. О романе А. Кешокова «Вершины не спят») // ВЛ. 1971. № 9. С. 4-16; Солоухин В. Слово живое и мертвое. М., 1976. С. 150-156; Соло-женкина С. Радуга над горами. На соискание госпремии СССР. Пермь, 1977. 6 авг.; Чалмаев В. Отблески пламени: военно-патриотическая тема в советской литературе. М., 1978. С. 202-235; Баруздин С. Люди и книги. М., 1978. С. 43-55; Цемен-тьев В. Со временем в ладу. Нальчик, 1985; Кармоков М. Созвездие. Нальчик, 1986. С. 3-7; Мусукаева А. Северокавказский роман. Нальчик, 1993; Мусукаева А. Художественный реализм и фольклорная символика в прозе А. Кешокова /У ЛКБ. 1994. №4. С. 188-196; Кармоков X. Шум и гъуэгу (Путь всадника) // В кн. : Тхыгъэхэр (Сочинения). Налшык, 1997. С. 63-71. Источник: Институт Гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. Нальчик. Издательский центр "Эльфа". 2003 г. |