Top left design element Top right design element
Главная Музыка и Видео Галерея Статьи Блог Ссылки Форум Почта Контакты Регистрация Вход
Главная » Статьи » Личности

Бицуев Анатолий Муратович (1946)

Материал взят с сайта kabbalk.ru

Кабардинский поэт. Окончив среднюю школу в 1963 г., поступил на русско-кабардинское отделение филологического факультета КБГУ. Проучившись в университете два года, перевелся в Московский Литературный институт им. М.Горького на отделение поэзии, который окончил в 1971 г. В институте получил квалификацию «Литературный работник».

С этого времени, более четверти века, работает в издательстве «Эльбрус» редактором, затем старшим редактором, заведующим редакцией художественной литературы, главным редактором. Поощрялся многими дипломами и почетными грамотами Госкомиздата России. Награжден знаком «Отличник печати», член Союза писателей СССР (1974). В 1977 г. удостоен звания «Лауреат премии комсомола Кабардино-Балкарии». Дважды избирался депутатом Ленинского райсовета г. Нальчика, был членом райкома КПСС. Удостоен высокого звания «Заслуженный работник культуры Кабардино-Балкарской республики» (1997).

Б. печатается с 1962 г. Первая книга стихов вышла в 1969 г. Произведения его публикуются как в местных, так и в центральных газетах и журналах, выходят отдельными книгами в Нальчике и Москве, переводятся на многие языки России и ближнего зарубежья. Б. - автор 11 поэтических сборников.

Первую поэтическую книгу «Гуф1апщ1э» (Весточка. 1969) Б. издал, когда учился в Москве в Литературном институте. А за год до этого события - подборка стихов в переводе на русский язык была напечатана в журнале «Дружба народов» (1968). Стихи предваряло доброе напутствие Алима Кешокова. Через два года, в 1971 г. вышла вторая книга стихов «Зы дакъикъэ» (Мгновение). Затем еще шесть - одна за другой и тоже через каждые два года. Потом эта строгая периодичность была слегка нарушена: девятый сборник увидел свет через год, десятый - снова через два и одиннадцатый - опять через год.

Особо следует отметить поэтический сборник «Человек и небо» (1977). Здесь он предстает как поэт высокой гражданственной тематики, тонкий и проникновенный лирик.

В патриотических стихах многих авторов нередко наблюдается риторическая напыщенность, заглушающая все многообразие человеческих чувств и переживаний. Б. счастливо миновал эту опасность. В программном стихотворении «Родине» поэт пишет: «С высокопарными словами - / зазря кипящими громами - / не обращался я к тебе...».

Каждая строка Б.- о судьбах Родины, ее людях, их высоком предназначении. Подтверждение тому - строки из стихотворения «Детство»: «В опрокинутом небе висит / золотое светило, Мальчуган оставляет / в сугробе цепочку следов. / На спине, расстелившись / во все золотые распилы. / Разлеглась, разметалась / вязанка нарубленных дров. / Он нашел в себе силы / добраться до милого дома. / Под тугую вязанку / Подставив мужское плечо / Он пришел в наши дни. / Он смеется нам, словно знакомым. / Может быть, это - ты, / может, я, может, кто-то еще...».

Б. познал послевоенное полуголодное детство... Воспоминание о нем вырастает в обобщающую картину жизни Родины в те трудные годы. Поэтому не случайно, что эти строки стихотворения - лично пережитое, выстраданное.

Особое место в сборнике занимают стихи на тему Великой Отечественной войны. Для Б. война - это обезумевший от горя односельчанин, у которого на глазах убили единственного сына. Это слепой солдат, грудью защитивший Отчизну. Это, наконец, его родной брат, к которому обращены проникновенные строки: «Хотел бы я убить войну, / Хотя ни в чем не виноват... / И пусть давно мы залечили раны, / Но черный пепел оседает еще на траурные рамы».

Этот пепел вечно будет стучать в наши сердца и, прежде всего, в самое отзывчивое, самое ранимое - в сердце матери: «Вновь со стен старушка снимет / Веселый довоенный снимок / И посидит наедие/С парнишкой, павшим на войне».

Многие стихи сборника посвящены матери. Это и «Коль матери своей услышишь зов», и «Сердце матери», и цикл «Телеграмма» и др.

Стихам Б. свойственна доброта и участливость, будь то повествование о старике, работавшем на сенокосе, или о первом космонавте Юрии Гагарине. Как и у каждого человека, у Б. есть своя малая родина - это родное селение, родная республика. В сборнике «Человек и небо» его широко известное стихотворение «Кабарда». Именно о ней, что «...свята, как другу клятва, как горцу тайная тропа», мечтают на далекой чужбине тысячи соплеменников поэта, жестокой судьбой разлученные с землей предков. Горек цикл стихов «На турецкой земле», посвященный людям, для которых «нету страшнее недуга - тоски по родимым краям».

Сборник «Человек и небо» состоит из трех разделов: «Память», «Падучие звезды» и «Снег идет». В название третьего раздела вынесен заголовок любимого читателями стихотворения, переведенного поэтессой Инной Кашежевой. Эта часть книги состоит в основном из лирики. Лирический герой Б. вызывает симпатии своим доброжелательным отношением к людям, строгой требовательностью к Слову: «...чтоб слово мое каждое звучало так, будто бы последнее оно!».

Поэзия, по мнению Б., - та же река, с той лишь разницей, что берет начало не на ледниковых склонах гор, а в сердцах людей, устремлена всегда к слиянию и расширяет свое изначальное русло по мере того, как прибывают воды из множества ручьев и родников, встречающихся в пути.

Сборник стихов «От весны до весны» (1986) вобрал в себя лучшие строки девяти поэтических сборников, вышедших в различное время в Нальчике и Москве. Автор всегда в поиске: «Где тот, чья вещая строка, / Времен разбудит даль, / Короткая, как взмах клинка, / И звонкая, как сталь».

И «вещая строка» находит его, дает ему раскрыть все грани дарования, сливается с его взволнованной речью, наполненной думами о Родине, народе, судьбах соотечественников, адресованными читателю, знающему цену художественному слову и подготовленному к восприятию сложных философских обобщений, утонченных поэтических интонаций, передающих настроение поэта.

В современной кабардинской поэзии Б. занимает особое место. Он - художник романтического мироощущения, поэт, которого волнуют проблемы становления человека и взаимоотношения людей современного общества. В его поэзии запечатлен моральный облик современного поколения, тех, кому от 20 до 40, выросших в условиях мира, достатка, согретых любовью и лаской родителей и учителей. Его герои живут рядом с ним, поэтому он знает историю их жизни, гордится ими, уважает их достоинство, сострадает и сочувствует им.

Б. ведет свои поиски национального начала, которое он поднимает до общечеловеческого (цикл стихов «Горские мотивы» - «Сквозь сердце». 1983), нравственно-философского выражения чувств своих соотечественников-земляков. Эти идеи присутствуют во всех стихах Б. зримо или незримо (Стих. «Разговор без слов», «Колыбельная сыну» в том же сб.). Эпический принцип ощущения себя частью общества и коллектива по-разному преломляется в стихотворениях из первого раздела сборника стихов «Мотив», (1984), особенно таких, как «Жизнь наша удивительно мудра...», «Да, можно жить и жить, не замечая...», «Старший», адресованное Исхаку Машбашу, «Как спалось?» - Ахмедхану Налоеву.

Лирические герои Б. отличаются жизненной энергией, способностью вдохновлять современников на добрые дела, благородные поступки, возвышенные чувства и передавать будущим потомкам духовный и нравственный мир его поколения: «Я принял жизни эстафету. / Мне продолжать тебя, отец. / Как человеку и поэту. / И как потомку, наконец».

Б. не знал войны, как уже сказано, он родился в послевоенные годы. Но он знает фронтовиков, искалеченных войной («Летел по небу журавлиный клин», сб. «Человек и небо»), горе вдов, не дождавшихся под родной кров мужей («Монолог вдовы», сб. «Человек и небо»). Когда он обращается к социально-нравственным проблемам войны и мира, им движет долг перед историей. От имени людей, испытавших ужасы войны, он обращается в будущее, которое надо сохранить. В этом сборнике поэт пишет о защите родного Отечества в таких стихах, как «Я просыпаюсь в шесть...», «Я верю», «Слово об отце». В стихотворении «Я верю» удачно употреблена метафора - маленькая земля беззащитна на ладони человека. К его разуму и сердцу взывает поэт -- сберечь чистыми предрассветные степи, рощи, воды и тихий шелест согревшихся полей.

В сборнике «Сквозь сердце» (1983) прослеживаются определенные тематические направления, и стихи распадаются на патриотическую, пейзажную, любовную лирику. Тема Родины, как один из главных, проходит и в антивоенных стихах Б., и там, где говорится о подвиге и готовности отдать свою жизнь Отчизне, в стихах о любви к Тереку и Эльбрусу, к женщине и друзьям. Эти темы звучат у многих поэтов. Но Б. находит свой поэтический образ, например, мчащихся кабардинских коней, «раздувая седые гривы». Многозначительный образ, подобного гоголевской «бойкой, необгонимой тройке», устремленной вдаль, несет в себе страстность лирического отступления и подтекста, напряженность нынешней эпохи. Поэтому лирический герой готов по первому зову тревоги устремиться на кабардинском скакуне навстречу врагам. Сборник «Сквозь сердце» своего рода этапный, так как включает в себя почти четверть века поэтического творчества Б. Он автобиографичен. Почти в каждом стихотворении есть штрихи к портрету Б.: его ранняя зрелость, умудренность, страстность решений, стремление к сложной поэтической образности.

Стихи о любви принадлежат к лучшим страницам поэзии Б. Неповторимые душевные движения, эмоциональные импульсы запечатлены в стихотворениях «Однажды возвращаясь от любимой», «Откуда взялась ты такая?», «Голубое озеро», «Ты кольцо приняла от другого». В большинстве из них любимая стала прекрасной мечтой, недосягаемым счастьем. Но она - не признак, не миф, а реальная, земная женщина, которая раз и навсегда вошла во внутренний мир поэта. Поэтому он откровенно признается: «Никогда я счастливым не буду, / если счастье к тебе не придет».

Драматически просветленные строфы несут в себе элегическое и пафосное. Интенсивны переживания и страсти лирического героя в стихотворении «Однажды возвращаясь от любимой...». В нем образ парящей птицы в голубом небе - символ всеобъемлющего, безграничного счастья, полноты бытия.

В сборнике стихов «От весны до весны» (1986), куда вошли лучшие произведения Б., ранее опубликованные в девяти предыдущих сборниках, привлекает внимание баллада «Дуэль» из цикла «Горские баллады» в переводе И. Кашежевой. Баллада небольшая по размеру, отличается лаконизмом и спрессованностью мыслей, которые наводят на горькие размышления: «Два друга, неразлучные мужчины, / С дней детства неразлучные всегда, / Поссорились без видимой причины, / Как это происходит иногда. / Случайный спор их разделил стеною. / Один воскликнул, выгнув бровь дугой: / «Коль ты не трус, скачи скорей за мною!».

И вот уже готовы клинки в руках мужчин. Дуэль в русской литературе, романах, повестях мы встречали часто, когда спор решался с помощью пистолетов или меча и в основном в XIX в. Но в балладе Б. время не обозначено. Главное для него - схлестнулись на дуэли два характера, прервать которую могла бы только страшная весть. К месту дуэли подскакал старец и гневно выкрикнул: «Мальчишки! Время выбрали для ссоры! Враги в ауле! Отчий дом в огне!». Следование правде жизни - вот кредо стихотворения. Когда Родина стонет от врагов, когда плачут женщины и дети, нет места мести. И два друга, готовые пролить кровь, забыли распри. Любовь к Отчизне, чувство долга победили.

Свой стиль, свою поэтику Б. удалось выработать и отшлифовать до высокого класса точности. Остальное - это его характер, его особый взгляд на вечные вопросы, это его острая восприимчивость, способность к душевной открытости и к философским обобщениям.

Б. свободно и уверенно выступает почти во всех жанрах поэзии. Стройны и гармоничны его горские баллады, немногословны, броски и афористичны философские стихи, многоцветна и оригинальна живопись строк, посвященных картинам природы. Патриотична, эмоционально открыта и очень искренна его гражданская лирика.

В «сердечной» лирике проглядываются изящество и отточенность классической поэзии и в то же время яркость и смелость горской лирики, не боящейся прибегать к почти гротесковым образам.

О Б. лестно высказывались известный критик Мусарби Сокуров, поэты и переводчики Инна Кашежева, Зубер Тхагазитов, Евгений Долматовский и др. Его стихи охотно переводили солидные переводчики, в их числе Наум Гребнев.

 

Соч.: Гуф1апщ1э (Весточка). Нальчик, 1969; Зы дакъикъэ (Мгновение). Нальчик, 1971; Стремление. Нальчик, 1973; Фэеплъ (Реликвия). Нальчик, 1975; Псалъэ быдэ (Клятва). Нальчик, 1977; Человек и небо. Нальчик, 1977; Гуэл щхъуант1э (Голубое озеро). Нальчик, 1981; Сквозь сердце. Нальчик, 1983; Мотив. М., 1984; От весны до весны. М., 1986; Усыгъэхэр (Стихи). Нальчик, 1997.

Лит.: Кешоков А. Сабля Андемиркана //ДН. 1968. № 10; Хафицэ М. Река находит свое русло // В кн. «Моя надежда - моя ладья». Нальчик, 1981; Мисаков П. О сб. стихов «Реликвия» // 1уащхьэмахуэ. 1976. № 1; Сокуров М. Окрепший голос // В кн. А. Бицуева «Голубое озеро». Нальчик, 1981; Кешоков А. О поэте и его стихах // В кн. А. Бицуева «От весны до весны». М., 1986; Шокуев К. Труден ищущего путь // В кн. «Тернистый путь познания». Нальчик, 1991; Хафицэ М. Сквозь сердце // ЛКБ. 1996. № 3.

Источник: Институт Гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. Нальчик. Издательский центр "Эльфа". 2003 г.

Категория: Личности | Добавил: CultureAdmin (06.11.2012)
Просмотров: 7607 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0 |

Top left design element
Top right design element