adygaabaza.ru | Адыгэ Абаза Сайт - Бицуев Анатолий Муратович (1946)
Четверг, 30.03.2017, 01:43 RSS

Главная

Музыка и Видео Галерея Статьи Блог Ссылки Форум Почта Контакты Регистрация Вход
Къеблагъэ Хьэщlэ
Новое! Создайте себе почту @adygaabaza.ru подробнее...
Новое! Адыгская Википедия перейти...
Статьи
Главная » Статьи » Личности

Бицуев Анатолий Муратович (1946)

Материал взят с сайта kabbalk.ru

Кабардинский поэт. Окончив среднюю школу в 1963 г., поступил на русско-кабардинское отделение филологического факультета КБГУ. Проучившись в университете два года, перевелся в Московский Литературный институт им. М.Горького на отделение поэзии, который окончил в 1971 г. В институте получил квалификацию «Литературный работник».

С этого времени, более четверти века, работает в издательстве «Эльбрус» редактором, затем старшим редактором, заведующим редакцией художественной литературы, главным редактором. Поощрялся многими дипломами и почетными грамотами Госкомиздата России. Награжден знаком «Отличник печати», член Союза писателей СССР (1974). В 1977 г. удостоен звания «Лауреат премии комсомола Кабардино-Балкарии». Дважды избирался депутатом Ленинского райсовета г. Нальчика, был членом райкома КПСС. Удостоен высокого звания «Заслуженный работник культуры Кабардино-Балкарской республики» (1997).

Б. печатается с 1962 г. Первая книга стихов вышла в 1969 г. Произведения его публикуются как в местных, так и в центральных газетах и журналах, выходят отдельными книгами в Нальчике и Москве, переводятся на многие языки России и ближнего зарубежья. Б. - автор 11 поэтических сборников.

Первую поэтическую книгу «Гуф1апщ1э» (Весточка. 1969) Б. издал, когда учился в Москве в Литературном институте. А за год до этого события - подборка стихов в переводе на русский язык была напечатана в журнале «Дружба народов» (1968). Стихи предваряло доброе напутствие Алима Кешокова. Через два года, в 1971 г. вышла вторая книга стихов «Зы дакъикъэ» (Мгновение). Затем еще шесть - одна за другой и тоже через каждые два года. Потом эта строгая периодичность была слегка нарушена: девятый сборник увидел свет через год, десятый - снова через два и одиннадцатый - опять через год.

Особо следует отметить поэтический сборник «Человек и небо» (1977). Здесь он предстает как поэт высокой гражданственной тематики, тонкий и проникновенный лирик.

В патриотических стихах многих авторов нередко наблюдается риторическая напыщенность, заглушающая все многообразие человеческих чувств и переживаний. Б. счастливо миновал эту опасность. В программном стихотворении «Родине» поэт пишет: «С высокопарными словами - / зазря кипящими громами - / не обращался я к тебе...».

Каждая строка Б.- о судьбах Родины, ее людях, их высоком предназначении. Подтверждение тому - строки из стихотворения «Детство»: «В опрокинутом небе висит / золотое светило, Мальчуган оставляет / в сугробе цепочку следов. / На спине, расстелившись / во все золотые распилы. / Разлеглась, разметалась / вязанка нарубленных дров. / Он нашел в себе силы / добраться до милого дома. / Под тугую вязанку / Подставив мужское плечо / Он пришел в наши дни. / Он смеется нам, словно знакомым. / Может быть, это - ты, / может, я, может, кто-то еще...».

Б. познал послевоенное полуголодное детство... Воспоминание о нем вырастает в обобщающую картину жизни Родины в те трудные годы. Поэтому не случайно, что эти строки стихотворения - лично пережитое, выстраданное.

Особое место в сборнике занимают стихи на тему Великой Отечественной войны. Для Б. война - это обезумевший от горя односельчанин, у которого на глазах убили единственного сына. Это слепой солдат, грудью защитивший Отчизну. Это, наконец, его родной брат, к которому обращены проникновенные строки: «Хотел бы я убить войну, / Хотя ни в чем не виноват... / И пусть давно мы залечили раны, / Но черный пепел оседает еще на траурные рамы».

Этот пепел вечно будет стучать в наши сердца и, прежде всего, в самое отзывчивое, самое ранимое - в сердце матери: «Вновь со стен старушка снимет / Веселый довоенный снимок / И посидит наедие/С парнишкой, павшим на войне».

Многие стихи сборника посвящены матери. Это и «Коль матери своей услышишь зов», и «Сердце матери», и цикл «Телеграмма» и др.

Стихам Б. свойственна доброта и участливость, будь то повествование о старике, работавшем на сенокосе, или о первом космонавте Юрии Гагарине. Как и у каждого человека, у Б. есть своя малая родина - это родное селение, родная республика. В сборнике «Человек и небо» его широко известное стихотворение «Кабарда». Именно о ней, что «...свята, как другу клятва, как горцу тайная тропа», мечтают на далекой чужбине тысячи соплеменников поэта, жестокой судьбой разлученные с землей предков. Горек цикл стихов «На турецкой земле», посвященный людям, для которых «нету страшнее недуга - тоски по родимым краям».

Сборник «Человек и небо» состоит из трех разделов: «Память», «Падучие звезды» и «Снег идет». В название третьего раздела вынесен заголовок любимого читателями стихотворения, переведенного поэтессой Инной Кашежевой. Эта часть книги состоит в основном из лирики. Лирический герой Б. вызывает симпатии своим доброжелательным отношением к людям, строгой требовательностью к Слову: «...чтоб слово мое каждое звучало так, будто бы последнее оно!».

Поэзия, по мнению Б., - та же река, с той лишь разницей, что берет начало не на ледниковых склонах гор, а в сердцах людей, устремлена всегда к слиянию и расширяет свое изначальное русло по мере того, как прибывают воды из множества ручьев и родников, встречающихся в пути.

Сборник стихов «От весны до весны» (1986) вобрал в себя лучшие строки девяти поэтических сборников, вышедших в различное время в Нальчике и Москве. Автор всегда в поиске: «Где тот, чья вещая строка, / Времен разбудит даль, / Короткая, как взмах клинка, / И звонкая, как сталь».

И «вещая строка» находит его, дает ему раскрыть все грани дарования, сливается с его взволнованной речью, наполненной думами о Родине, народе, судьбах соотечественников, адресованными читателю, знающему цену художественному слову и подготовленному к восприятию сложных философских обобщений, утонченных поэтических интонаций, передающих настроение поэта.

В современной кабардинской поэзии Б. занимает особое место. Он - художник романтического мироощущения, поэт, которого волнуют проблемы становления человека и взаимоотношения людей современного общества. В его поэзии запечатлен моральный облик современного поколения, тех, кому от 20 до 40, выросших в условиях мира, достатка, согретых любовью и лаской родителей и учителей. Его герои живут рядом с ним, поэтому он знает историю их жизни, гордится ими, уважает их достоинство, сострадает и сочувствует им.

Б. ведет свои поиски национального начала, которое он поднимает до общечеловеческого (цикл стихов «Горские мотивы» - «Сквозь сердце». 1983), нравственно-философского выражения чувств своих соотечественников-земляков. Эти идеи присутствуют во всех стихах Б. зримо или незримо (Стих. «Разговор без слов», «Колыбельная сыну» в том же сб.). Эпический принцип ощущения себя частью общества и коллектива по-разному преломляется в стихотворениях из первого раздела сборника стихов «Мотив», (1984), особенно таких, как «Жизнь наша удивительно мудра...», «Да, можно жить и жить, не замечая...», «Старший», адресованное Исхаку Машбашу, «Как спалось?» - Ахмедхану Налоеву.

Лирические герои Б. отличаются жизненной энергией, способностью вдохновлять современников на добрые дела, благородные поступки, возвышенные чувства и передавать будущим потомкам духовный и нравственный мир его поколения: «Я принял жизни эстафету. / Мне продолжать тебя, отец. / Как человеку и поэту. / И как потомку, наконец».

Б. не знал войны, как уже сказано, он родился в послевоенные годы. Но он знает фронтовиков, искалеченных войной («Летел по небу журавлиный клин», сб. «Человек и небо»), горе вдов, не дождавшихся под родной кров мужей («Монолог вдовы», сб. «Человек и небо»). Когда он обращается к социально-нравственным проблемам войны и мира, им движет долг перед историей. От имени людей, испытавших ужасы войны, он обращается в будущее, которое надо сохранить. В этом сборнике поэт пишет о защите родного Отечества в таких стихах, как «Я просыпаюсь в шесть...», «Я верю», «Слово об отце». В стихотворении «Я верю» удачно употреблена метафора - маленькая земля беззащитна на ладони человека. К его разуму и сердцу взывает поэт -- сберечь чистыми предрассветные степи, рощи, воды и тихий шелест согревшихся полей.

В сборнике «Сквозь сердце» (1983) прослеживаются определенные тематические направления, и стихи распадаются на патриотическую, пейзажную, любовную лирику. Тема Родины, как один из главных, проходит и в антивоенных стихах Б., и там, где говорится о подвиге и готовности отдать свою жизнь Отчизне, в стихах о любви к Тереку и Эльбрусу, к женщине и друзьям. Эти темы звучат у многих поэтов. Но Б. находит свой поэтический образ, например, мчащихся кабардинских коней, «раздувая седые гривы». Многозначительный образ, подобного гоголевской «бойкой, необгонимой тройке», устремленной вдаль, несет в себе страстность лирического отступления и подтекста, напряженность нынешней эпохи. Поэтому лирический герой готов по первому зову тревоги устремиться на кабардинском скакуне навстречу врагам. Сборник «Сквозь сердце» своего рода этапный, так как включает в себя почти четверть века поэтического творчества Б. Он автобиографичен. Почти в каждом стихотворении есть штрихи к портрету Б.: его ранняя зрелость, умудренность, страстность решений, стремление к сложной поэтической образности.

Стихи о любви принадлежат к лучшим страницам поэзии Б. Неповторимые душевные движения, эмоциональные импульсы запечатлены в стихотворениях «Однажды возвращаясь от любимой», «Откуда взялась ты такая?», «Голубое озеро», «Ты кольцо приняла от другого». В большинстве из них любимая стала прекрасной мечтой, недосягаемым счастьем. Но она - не признак, не миф, а реальная, земная женщина, которая раз и навсегда вошла во внутренний мир поэта. Поэтому он откровенно признается: «Никогда я счастливым не буду, / если счастье к тебе не придет».

Драматически просветленные строфы несут в себе элегическое и пафосное. Интенсивны переживания и страсти лирического героя в стихотворении «Однажды возвращаясь от любимой...». В нем образ парящей птицы в голубом небе - символ всеобъемлющего, безграничного счастья, полноты бытия.

В сборнике стихов «От весны до весны» (1986), куда вошли лучшие произведения Б., ранее опубликованные в девяти предыдущих сборниках, привлекает внимание баллада «Дуэль» из цикла «Горские баллады» в переводе И. Кашежевой. Баллада небольшая по размеру, отличается лаконизмом и спрессованностью мыслей, которые наводят на горькие размышления: «Два друга, неразлучные мужчины, / С дней детства неразлучные всегда, / Поссорились без видимой причины, / Как это происходит иногда. / Случайный спор их разделил стеною. / Один воскликнул, выгнув бровь дугой: / «Коль ты не трус, скачи скорей за мною!».

И вот уже готовы клинки в руках мужчин. Дуэль в русской литературе, романах, повестях мы встречали часто, когда спор решался с помощью пистолетов или меча и в основном в XIX в. Но в балладе Б. время не обозначено. Главное для него - схлестнулись на дуэли два характера, прервать которую могла бы только страшная весть. К месту дуэли подскакал старец и гневно выкрикнул: «Мальчишки! Время выбрали для ссоры! Враги в ауле! Отчий дом в огне!». Следование правде жизни - вот кредо стихотворения. Когда Родина стонет от врагов, когда плачут женщины и дети, нет места мести. И два друга, готовые пролить кровь, забыли распри. Любовь к Отчизне, чувство долга победили.

Свой стиль, свою поэтику Б. удалось выработать и отшлифовать до высокого класса точности. Остальное - это его характер, его особый взгляд на вечные вопросы, это его острая восприимчивость, способность к душевной открытости и к философским обобщениям.

Б. свободно и уверенно выступает почти во всех жанрах поэзии. Стройны и гармоничны его горские баллады, немногословны, броски и афористичны философские стихи, многоцветна и оригинальна живопись строк, посвященных картинам природы. Патриотична, эмоционально открыта и очень искренна его гражданская лирика.

В «сердечной» лирике проглядываются изящество и отточенность классической поэзии и в то же время яркость и смелость горской лирики, не боящейся прибегать к почти гротесковым образам.

О Б. лестно высказывались известный критик Мусарби Сокуров, поэты и переводчики Инна Кашежева, Зубер Тхагазитов, Евгений Долматовский и др. Его стихи охотно переводили солидные переводчики, в их числе Наум Гребнев.

 

Соч.: Гуф1апщ1э (Весточка). Нальчик, 1969; Зы дакъикъэ (Мгновение). Нальчик, 1971; Стремление. Нальчик, 1973; Фэеплъ (Реликвия). Нальчик, 1975; Псалъэ быдэ (Клятва). Нальчик, 1977; Человек и небо. Нальчик, 1977; Гуэл щхъуант1э (Голубое озеро). Нальчик, 1981; Сквозь сердце. Нальчик, 1983; Мотив. М., 1984; От весны до весны. М., 1986; Усыгъэхэр (Стихи). Нальчик, 1997.

Лит.: Кешоков А. Сабля Андемиркана //ДН. 1968. № 10; Хафицэ М. Река находит свое русло // В кн. «Моя надежда - моя ладья». Нальчик, 1981; Мисаков П. О сб. стихов «Реликвия» // 1уащхьэмахуэ. 1976. № 1; Сокуров М. Окрепший голос // В кн. А. Бицуева «Голубое озеро». Нальчик, 1981; Кешоков А. О поэте и его стихах // В кн. А. Бицуева «От весны до весны». М., 1986; Шокуев К. Труден ищущего путь // В кн. «Тернистый путь познания». Нальчик, 1991; Хафицэ М. Сквозь сердце // ЛКБ. 1996. № 3.

Источник: Институт Гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. Нальчик. Издательский центр "Эльфа". 2003 г.

Категория: Личности | Добавил: CultureAdmin (06.11.2012)
Просмотров: 3092 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 2
2  
подскажите где найти презентацию по теме телеграмма на кабардинском языке

1  
smile класс я сама кабардика

Имя *:
Email *:
Код *:
Случайное фото
Топ статей
Темы форума
Теги
флаг черкесия адыгэ обычаи традиции Султан Ураган Хажироков Сосруко мучные блюда блюда из мяса и птицы супы Заур Тутов личности адыгэш Аслан Дудар Маремуков Кабарда дэмыгъэ тамга Черкесский флаг Псейтук Хацаев Магомед Дзыбов Дзыбов дахэ кабардинская лошадь культура кухня Нахушев Жъыу Нартский эпос кардангушев зарамук черим уэрэдыжь адыги Аслан Готов Оштэн адыгский юмор Аков Мухарбек Акъ Мухъэрбэч кунижев хаждал Азамат Биштов Биштов черкес Бэрэтэрэ Хьабидэт Пшихачев Мухажир ПщыхьэщIэ Мухьэжыр шалов хусен къуныжь хьэждал Ансамбль Синд

На сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Статистика
$
Друзья