Вторник, 26.09.2017, 03:05 RSS

Главная

Музыка и Видео Галерея Статьи Блог Ссылки Форум Почта Контакты Регистрация Вход
Къеблагъэ Хьэщlэ
Новое! Создайте себе почту @adygaabaza.ru подробнее...
Новое! Адыгская Википедия перейти...
Статьи
Главная » Статьи » Личности

Кажешев Талиб Псабидович (1866-1931)
Материал взят с сайта kabbalk.ru

Кабардинский деятель просвещения, фольклорист. Первоначальное образование получил в сельском медресе. Затем учился в Пятигорской гимназии. Кажешев был близко знаком с Л. Лопатинским, инспектором Кавказского учебного округа и издателем «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа». Именно Л. Лопатинский увлек Кажешева сбором и исследованием кабардинского фольклора.

После завершения гимназии, Кажешев сдает экзамены на юридический факультет Петербургского университета. Не попав в число студентов, он несколько лет находился на работе в Петербурге, затем в Москве. По возвращению в Кармово и после безрезультатной попытки заняться педагогической деятельностью, он устраивается переводчиком при начальнике 1-го участка Нальчикского округа, затем при начальнике того же округа. Некоторое время Кажешев работал учителем в Докшукинской школе, а в 1910 г. открывает в Кармово свою школу.

Продолжая трудиться в области народного образования, Кажешев активно проявлял себя и в общественной деятельности. Он постоянно избирался доверенным общества сел. Кармово как его представитель на съездах доверенных Кабарды и Балкарии (совещательный орган при начальнике округа), на которых выступал с различными предложениями по усовершенствованию общественного быта народа, ограничению власти богачей. В 1912 г. Кажешев знакомится с С.М. Кировым, содействует ему в революционной пропаганде среди крестьян.

После Октябрьской революции Кажешев принимает участие в организации в Кармово народного Совета. Он делегат съездов народов Терека, в том числе и того, которым руководил С.М. Киров и на котором был создан Совнарком Терской области во главе с Ноем Буачидзе. Кажешев избирается в президиум съезда, а также членом судебно-правовой секции. По окончании Гражданской войны Кажешев - в рядах активистов народного просвещения. Продолжая учительствовать в Кармово, он участвует в создании пунктов ликбеза, разработке алфавита, составлении учебников родного языка.

Одновременно с Паго Тамбиевым Кажешев занимался сбором и публикацией устного народного творчества кабардинцев. Его публикации оригинальны и дополняют опубликованный до революции адыгский фольклорный фонд.

Записи Кажешева печатались в двух выпусках СМОМПК, № 6 за 1886 г. и  №12 за 1891 г. Среди них четыре исторических («Андемиркан», «Переселение Кабарды Тамбиева», «Крымцы в Кабарде», «Братья Ешаноковы»), три топонимических предания («Эльбрус», «Машуко», «Озеро Шатхурей»), три сказания из нартского эпоса («Сосруко», «Эпизод из сказания «Сосруко», «Бештау»), одна историко-героическая песня («Песня о двух братьях Ешаноковых»), одиннадцать сказок («Сказка о Хагоре», «Чья заслуга больше», «Один догадливее другого», «Кто глупее», «Злая жена и чудовище», «Каждый молодец на свой образец», «Ханская дочь и охотник», «Наскочила коса на камень», «Один вор искуснее другого», «Мал мала меньше», «Кто больше»). В предании «Переселение Кабарды Тамбиева» содержатся легендарные свидетельства о раннем расселении предков адыгов-касогов, об основателе первого касожского аула на территории Кабарды. В предании «Крымцы в Кабарде» повествуется о злодеяниях и насилиях орд крымского хана, восстании народа и изгнании хана с адыгских земель. Предание «Андемиркан» - первая дореволюционная публикация об этом народном герое.

Особо следует отметить сказания о Сосруко, центральном герое нартского эпоса: «Сосруко», «Эпизод сказаний о Сосруко», «Бештау». Это уникальнейшие, единственные дореволюционные записи из нартского эпоса - жемчужины адыгского устно-поэтического творчества.

В записях Кажешева наряду с историческими событиями запечатлены реалии народного быта. В «Сказании о братьях Ешаноковых» содержатся данные об адыгском судопроизводстве, обычае гостеприимства, побратимства, представление о «рыцарской чести».

Среди записей Кажешева несомненный интерес представляют топонимические предания («Эльсис», «Машуко», «Озеро Шатхурей»), не столь частые в дореволюционных публикациях Из собранных же сказок Кажешев публикует лишь бытовые. По-видимому, именно в них он увидел наиболее конкретное выражение идей, перекликающихся с его просветительскими взглядами. В записях Кажешева сказки, в которых изображается обыденная жизнь простых людей, в центре внимания проблемы богатства и бедности, добра и зла этики и т. д., утверждается идея, что человек ценен не социальным положением, а умственными, моральными и трудовыми качествами, что обладая ими, можно выйти из состояния нужды, достигнуть всех благ жизни.

Свои фольклорные материалы Кажешев, в отличие от П. Тамбиева, делавшего записи на родном языке, затем подстрочный и литературный перевод, публикует лишь на русском языке. Его публикации - это литературная обработка фольклорных текстов, которая делается путем сокращения длиннот, устранения повторов, более четкой формулировки заложенной в тексте идеи. В итоге такая правка придает тексту композиционную стройность, ясность, логичность мысли. В пересказе фольклорных сюжетов присутствует авторский стиль повествования, когда архаическая поэтика оригинала перекладывается в облегченно-литературную форму.

Кажешев занимался также изучением обычаев и обрядов кабардинцев. В журнале «Этнографическое обозрение» им были опубликованы статьи «Свадебные обряды кабардинцев» и «Ханцегуаше. Общественное моление об урожае у кабардинцев». В них освещаются малоисследованные прежними просветителями стороны общественного быта народа, приводятся ценные, ранее не зафиксированные этнографические факты и фольклорные тексты. В этих статьях два типа мышления: научный и художественный. Как исследователь Кажешев стремится к научному осмыслению фактов, но как художник - к литературному их изложению. В результате эти статьи просчитываются и как художественные произведения.

Публикации Кажешева имеют важное значение для изучения духовного наследия народа, поскольку в них освещены многие вопросы истории и культуры адыгов.

Соч.: Фольклорные публикации //С МО МП К. Тифлис, 1886. №6; 1891. № 12; Свадебные обряды кабардинцев // ЭО. М., 1892. Кн. 15. № 4. С.147-156; Ханцегуаше. Общественное моление об урожае у кабардинцев// ЭО. 1902. №2. С.174-176.

Лит.: Хашхожёва Р. Адыгские просветите ли второй половины XIX - начала XX в. Нальчик, 1983. Гл. «Талиб Кашежев». С. 170 -185; Она же. Адыгские просветители.

Категория: Личности | Добавил: CultureAdmin (06.11.2012)
Просмотров: 2178 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Случайное фото
Топ статей
Темы форума
Теги
флаг черкесия адыгэ обычаи традиции Султан Ураган Хажироков Сосруко мучные блюда блюда из мяса и птицы супы Заур Тутов личности адыгэш Аслан Дудар Маремуков Кабарда дэмыгъэ тамга Черкесский флаг Псейтук Хацаев Магомед Дзыбов Дзыбов дахэ кабардинская лошадь культура кухня Нахушев Жъыу Нартский эпос кардангушев зарамук черим уэрэдыжь адыги Аслан Готов Оштэн адыгский юмор Аков Мухарбек Акъ Мухъэрбэч кунижев хаждал Азамат Биштов Биштов черкес Бэрэтэрэ Хьабидэт Пшихачев Мухажир ПщыхьэщIэ Мухьэжыр шалов хусен къуныжь хьэждал Ансамбль Синд

На сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Статистика
$
Друзья