Воскресенье, 22.10.2017, 20:16 RSS

Главная

Музыка и Видео Галерея Статьи Блог Ссылки Форум Почта Контакты Регистрация Вход
Къеблагъэ Хьэщlэ
Новое! Создайте себе почту @adygaabaza.ru подробнее...
Новое! Адыгская Википедия перейти...
Статьи
Главная » Статьи » Личности

Султан Адыль-Гирей (1819-1876)

Султан Адыль-Гирей - младший брат Хан-Гирея, видный общественно-политический деятель, историк и писатель,- также сделал блестящую карьеру: служил в Кавказско-горском полуэскадроне, был командиром Кавказского конногорского дивизиона, затем Кубанского казачьего дивизиона, расположенного в Варшаве, и комендантом города, состоял в Петербурге при свите Александра Второго. Незадолго до смерти произведен в генералы. 

Адыль-Гирей - автор нескольких рассказов и этюдов: «Об отношении крестьян к владельцам у черкесов» (Кавказ. 1846. 2 марта), «Сулейман-эфенди» (Там же. 21 декабря), «Жена черкеса» (Там же. 1847- 15 марта), «Рассказ аварца» (На Кавказе. 1909. Т. 2. Вып. 5), исторических очерков «Поход в 1845 г. в Дарго» (Военный сборник. 1859. № 5), «Обзор последних событий на Кавказе» (Там же. № 10), «Очерк горских народов правого крыла Кавказской линии» (Там же. 1860. Т. 11. № 1).В основе произведений Адыль-Гирея лежат подлинные события из истории Кавказской войны или факты из обыденной жизни. Надо думать, что Адыль-Гирей замышлял целую серию художественных сочинений, воссоздающих историю и национальный быт горцев. В этом нас убеждает близость тем и проблематики его беллетристики с его же историческими очерками. 

При этом создается впечатление, что он, занимаясь исследованием истории, общественного строя и быта горцев, составлял исторические сочинения и одновременно обрабатывал отдельные эпизоды и образы в художественных произведениях. Так, в его исторических сочинениях большое место занимает история антиколониальной борьбы горцев. На этих материалах написаны «Сулейман-эфенди» и «Рассказ аварца». В тех же сочинениях значительное внимание уделено и общественно-политической деятельности предводителя «непокорных» черкесов Сефербея. 

После обращения к образам Шамиля и Сулеймана-эфенди Адыль-Гирей – писатель не мог пройти мимо этой широко известной в годы Кавказской войны личности. Вместе с тем Адыль-Гирей – историк исследует и общественный строй, быт и нравы адыгов. Эти материалы, в свою очередь, подвергаются художественной стилизации в произведениях «Об отношении крестьян к владельцам у черкесов» и «Жена черкеса». Однако Адыль-Гирей по неизвестной нам причине выступал в печати очень непродолжительное время. Опубликовав перечисленные произведения в 40-50-е годы, он умолкает: последняя работа «Очерк горских народов правого крыла Кавказской линии» была опубликована в 1860 г.

В «Рассказе аварца» повествуется о Шамиле, возглавлявшем борьбу горцев за независимость против царизма. Рассказ о нем ведется устами соотечественника, знавшего его с детства, а затем служившего у него. Шамиль показан здесь в частной, обыденной жизни, поэтому его общественно-политическая деятельность не анализируется и не оценивается. Автор сосредоточивает внимание на некоторых чертах характера своего героя, проявившихся в отношении к домочадцам, соратникам по борьбе. Привлекает объективное отношение к изображению исторического лица: его личность не принижается, но и не превозносится. Шамиль предстает человеком, ведущим простой образ жизни, равнодушным к блеску и богатству, всеми своими помыслами устремленным к борьбе, сурового нрава, необычайно осторожным и осмотрительным, умным и проницательным, мужественным и отважным. 

По всему этому видно, что Шамиль изображен именно таким, каким его знали в начале его политической деятельности.В следующем же рассказе «Сулейман-эфенди» характеристика Шамиля иная: она соответствует мнению, сложившемуся о нем у горцев к концу Кавказской войны. Отход Шамиля от некоторых прежних планов, его ничем неоправданная жестокость, измена собственным идеалам приводят к расколу в его лагере, к переходу его сподвижников на сторону противника. 

Одним из них является и Сулейман-эфенди. Человек долга, безупречной честности и порядочности, он верит имаму до тех пор, пока тот служит интересам народа. Раскусив же Шамиля и поняв, что он обманывает,- уходит от него.Рассказ «Жена черкеса» посвящен брачным отношениям в горском обществе. Героиня - женщина восхитительной красоты, любящая мать и безупречная супруга. Судя но обстановке, ее окружающей, это простая горянка. Плененный ее красотой и неподкупностью, неудержимой страстью к ней воспылал князь. Однако она отвергает его любовь, а вместе с ней и обеспеченную жизнь: для нее превыше всего законы предков, честь и достоинство рода и семьи, клятва супружеской верности. Поняв, что ей не отклонить уговорами и отказами притязаний князя, она идет па убийство последнего. 

В рассказе поэтизируется нравственная чистота и духовная сила адыгской женщины, утверждается незыблемость адыгской семьи, святость брачных уз в горском обществе. В то же время правдиво показано тяжелое положение женщины в адыгском патриархально-феодальном обществе, драматизм борьбы женщины из низов за свою честь и права.В этюде «Об отношении крестьян к владельцам у черкесов» Адыль-Гирей воспроизводит общественные отношения между классами в адыгском обществе. В нем запечатлены феодальные правопорядки, сложившиеся в старину, которые регламентировали права и обязанности властных и подвластных сословий, а также ограждали дворовых от своеволия и жестокостей господствующих. Вместе с тем эти договоренности, призванные обеспечить мир и согласие между сословиями, ослаблялись, и в современной автору действительности «безопасность крестьянина и спокойствие владельца не прочнее положения корабля без якоря среди моря». Адыль-Гирей ничего не говорит о классовом антагонизме и противоречии, но не потому, что не знал и не хотел говорить об этом: в «Очерке горских народов правого крыла Кавказской линии» он достаточно убедительно писал о деспотизме князей и дворян и о борьбе крестьян против своих угнетателей. 

В рассматриваемом же этюде автор преследует лишь этнографические цели: показать существовавшие феодально-правовые нормы, своеобразие общественных отношений в адыгском обществе в прошлом.В художественных произведениях Адыль-Гирея проявляются следующие приемы повествования. Облекая историко-этнографический материал в художественную форму, автор использует для этого то диалог с зачином и концовкой, то эпистолярный жанр. Они имеют сюжетное развитие, рельефно выписанные образы, действия героев в них психологически мотивированы. В основе творческого метода писателя романтические принципы изображения действительности, но с элементами реалистического письма.Наиболее полно просветительские взгляды Адыль-Гирея проявились в историческом труде - «Очерке горских народов правого крыла Кавказской линии». Подняты здесь проблемы, разносторонность и глубина их освещения свидетельствуют о глубоком знании автором истории своего народа, его общественного строя, особенностей его национального быта и психологии, его современного политического положения.Большое внимание уделено вопросам происхождения адыгов, занимаемой ими в самые отдаленные времена территории, взаимоотношения с древними народами европейского происхождения (франки, греки, венецианцы, генуэзцы), обитавшими также на Кавказе; принятия адыгами под влиянием этих народов христианской веры, различным христианским обрядам, которые сохраняются у них по настоящее время. Эти исторические экскурсы приводят автора к выводу, что адыги от «соприкосновения с образованными переселенцами, жившими между ними, стояли на более высшей точке общественного развития, нежели теперь», что в «настоящее время черкесские племена представляют самую низкую ступень общественного развития»! Здесь, как видно, Адыль-Гирей, как и его современники и последователи, прошлое воспринимает как «золотой век4 в истории адыгов.

Много места отводится характеристике различных сословий адыгского общества, сословным отношениям и противоречиям, притеснениям низшего сословия высшими борьбе крестьянской массы против князей и дворян. «В прежние времена,- отмечает автор, - значение пшей и ворков было весьма велико: они решали все дела, как по внутренним, так и по внешним сношениям горцев. Сделавшись распорядителями... черкесских племен, князья и дворяне стали не только презирать низшие сословия, но притеснять их. Много раз низшие сословия вступали борьбу со свободными классами, но восстания эти всегда были подавляемы силою князей и дворян. Наконец, выведенные из всякого терпения, народы племени абадзе из гнали в конце прошлого столетия своих князей, а с ними большую часть дворянства». 

Адыль-Гирей считает, что противоречия в адыгском обществе приобретают более острый характер в конце XVIII века, когда во внутрисословную борьбу вмешивается Россия, принимая сторону бывших сословий. Вместе с тем он не одобряет позиции России в этой ситуации. Она, как он считает, только способствовала углублению социального конфликта, кровопролитию. Адыль-Гирей показывает, как народные массы по отступали от своих требований и своими волнениями постепенно подтачивали прежнюю безоговорочную власть местных феодалов.

Большое внимание уделено характеристике различных адыгских племен: классификации, численности каждого племени, их географическому расположению, отношению каждого племени к установлению над ними владычества русского самодержца, истории их освободительной борьбы против его колонизационных действий. Из анализа поенных событий он делает вывод, что силой и оружием невозможно покорить свободолюбивых адыгов, что их можно привлечь на свою сторону только мирными средствами: путем убеждения, что «отдельное существование общества, вне форм благоустроенного государства невозможно»; что Россия своей военной мощью, культурой и просвещением превосходит мусульманские государства, в том числе и Турцию; путем «добровольного изъявления подданства», а не путем «унижения поражением». При этом Россия должна взять на себя «полную ответственность в дальнейшей судьбе» адыгов, «вести их к нравственному совершенству», «развивать между ними общественную жизнь, и, обезопасив личную независимость каждого, привести эти племена к убеждению, что оружие, с которым они теперь не расстаются для личной своей безопасности, более им не нужно; что закон, равно обязательный для всех членов общества, есть лучший страж общего спокойствия, и что под сенью его спокойно можно предаваться разработке естественных богатств страны, ими населенной». Вместе с тем Адыль-Гирей понимает, насколько сложно будет превратить эту программу в жизнь. 

Стремясь предостеречь от возможных конфликтов и кровопролития, он говорит о том, какими должны быть представители российской власти на Кавказе: «Прежде всего необходимо, чтобы местные власти действовали вполне добросовестно и сумели бы заслужить уважение и любовь горцев», «чем мельче должность чиновника, тем ближе он к народу, тем, стало быть, щекотливее его положение и тем «Дольше должно требовать от его нравственности... соображения воина должны подчиниться соображениям администратора». Он выражает надежду, что русские власти никогда не последуют безнравственному примеру французов, действовавших в Алжире, когда «начальники арабских управлений по собственному своему произволу расстреливали арабов; когда для того, чтобы иметь случай усмирить арабов и получить награду, систематически высокомерным обращением и жестокими мерами приготовляли восстания, без которых не было бы возможности произвести экспедиции и уничтожить их».Адыль-Гирей, наряду с другими ранними просветителями, предвосхитил многие идеи, ставшие основополагающими в мировоззрении последующих деятелей адыгского просвещения. Его художественными произведениями закладывались основы национальной просветительской литературы, а его «Очерк горских народов правого крыла Кавказской линии» стал одной из составных частей национальной историографии.

Категория: Личности | Добавил: CultureAdmin (06.11.2012)
Просмотров: 2757 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 1
1  
Stay ineaomrtivf, San Diego, yeah boy!

Имя *:
Email *:
Код *:
Случайное фото
Топ статей
Темы форума
Теги
флаг черкесия адыгэ обычаи традиции Султан Ураган Хажироков Сосруко мучные блюда блюда из мяса и птицы супы Заур Тутов личности адыгэш Аслан Дудар Маремуков Кабарда дэмыгъэ тамга Черкесский флаг Псейтук Хацаев Магомед Дзыбов Дзыбов дахэ кабардинская лошадь культура кухня Нахушев Жъыу Нартский эпос кардангушев зарамук черим уэрэдыжь адыги Аслан Готов Оштэн адыгский юмор Аков Мухарбек Акъ Мухъэрбэч кунижев хаждал Азамат Биштов Биштов черкес Бэрэтэрэ Хьабидэт Пшихачев Мухажир ПщыхьэщIэ Мухьэжыр шалов хусен къуныжь хьэждал Ансамбль Синд

На сайте
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Статистика
$
Друзья