АДЫГЭ БЫНХЭМ Я КIУЭДЫКIЭ
Адыгэ уэрэдыжьхэм я гъэпсыкIэм тету яусащ «Адыгэ бынхэм я кIуэдыкIэ» гъыбзэри. Зытеухуар 1948 гъэм екIуэкIа журт-хьэрып зауэм хэта адыгэ зауэлIхэрщ. Мы гъыбзэри Уджыхъу Ихьсан Щхьэлахъуэ Iэбу иригъэтхыжахэм къахэтхащ.
Щхьэхуитыныгъэ зыгъуэта хьэрыпхэр я къэралыгъуэр гъэбыдэным еужьэрэкIыу и ужь итт, я щIыналъэр яубыдыну журтхэр къыщежьам щыгъуэ. Абы ирихьэлIэу Франджым дзэ академие къыщызыуха Анзор Джэуад Ракъкъэ къалэм щыпсэу и адэ-анэм я деж къэкIуэжат. Ауэ щIалэм къыхуиухатэкъым зыхуэзэша и Iыхьлыхэм гу ящихуэху ябгъэдэсыну ар псынщIэу дзэм ираджэжащ. Джэуад унафэщI хуащIащ еIэепхъуэкIэ къызэрагъэпэща «шэрджэс батальоным».
...
Читать дальше »
|
Уэзы Мурат…. Еще одно доказательство правоты предков, сказавших: «Каменное надгробье рассыплется, песня останется». Удивительно, до сих пор легендарное имя в устах потомков, хотя оно не приводится в учебниках и вообще специальной литературе. И главная заслуга в этом, несомненно, принадлежит песне «Уэзы Мурат», сложенной в свое время адыгским сказителем и просветителем Бекмурзой Пачевым.
Исполнителями песни выступали самые известные среди адыгов народные певцы. Ниже приведены самые популярные из них: Еще интереснее, что до сегодняшнего дня память народная сохранила отрывки из жизни адыгского героя, одного из ярких представителей института абречества. Хотя правомернее было бы, на мой взгляд, причислять Уэзы не к абрекам, а к последним представителям «Шу закъуэ», которые являлись достойными представителями свободного и традиционного адыгского общества. В статью вошли рассказы и сказания, услышанные из самых разных источников, разных людей, как потомков Мурата, так и не связанных с героем кровными и иными узами. В результате объединения услышанного возникает мозаичное полотно его жизни, и что самое важное, Мурат становится историческим лицом, вырисовываются реальные факты его биографии и эпизоды его свершении. Для удобства восприятия я не буду прямо в ходе повествования указывать на информаторов, чей заслугой и является собственно данная статья. "Уэ мэкъумэшыщ1эхэм, уой, маржэ
...
Читать дальше »
|
"Кто ты,.. Я - КАБАРДА"
В характере Заурбека Даутокова-Серебрякова (фото из альбома Жуменко, Заурбек в центре) было сначала сделать, потом сказать. Опыт его жизни научил его, что при всяком деле надо рассчитывать прежде всего на самого себя. До последней минуты он ни с кем не поделился своими планами. Даже тогда, когда он выехал, за границу города и уже казалось бы, ведь жребий был брошен нечего было таиться, все-таки на вопрос случайного встречного: «Куда едешь, Заурбек?» «Еду в гости, к Хабыжу...» - он отвечал.
После убийства комиссара Сатова коммунисты решили, что имеется отличный предлог развить и усилить свою деятельность. Не проходило дня, чтобы кого-либо не арестовали. Часть арестованных отправлялась «в центр», но кто знал, куда действительно направлялась она? В народе начались волнения. Заурбек приступил к сборам...
Он сидел в своей комнате, с запе
...
Читать дальше »
|
Описание конфликта Тохтамышева Анзора и братьев Кушховых из архивных документов:
Каким бы подчас провинциальным ни казался серьезный конфликт, в нем, как в зеркале, почти всегда отражается социальная жизнь народа своего времени. Одним из таких столкновений, завершившихся кровавой развязкой, была тяжба Тохтамышевых и их подвластных узденей Кушховых. Этому событию народ посвятил песню, к нему не раз обращались Хасан Эльбердов, Зарамук Кардангушев другие исследователи. Однако, как показывают наши «раскопки» в хранилищах старинных рукописей, многое в этой трагической истории до сих пор остается не только тайной. Отдельные ее стороны преувеличены, а другие подвергались неизбежному в устном народном творчестве искажению. Кушховы из аула Тохтамышева известны в народе прежде всего по песне «Жалоба Жамбота и Якуба Кушховых», написанной, по сведениям Зарамука Кардангушева, гегуако Исупом Масаевым. В ней братья Кушховы, конечно, положительные, а Тохтамышевы сплошь да рядом отрицательные герои. Подобные герои встречаются только в сказках и преданиях. Реальная жизнь куда сложнее и богаче. О ней мы и расскажем.
В самом начале 1857 г., 23 января, штабс-ротмистр Анзор Тохтамышев жаловался начальнику бывшего Центра Кавказской линии: «Проживающие
...
Читать дальше »
| |