Имена адыгских добровольцев отдавших свои жизни защищая свободу братского народа Абхазии.
Пусть память о них будет вечной...
Абаев(Абей) Руслан Владимирович
Родился 6 февраля 1970 года в селении Лечинкай Чегемского р-на. По окончании СПТУ 9 г.Нальчика работал в организации Каббалкснаб. Не женат. Воевал на Гумистинском фронте, 30 ноября 1992 года при освобождении селения Меркул был смертельно ранен. Награжден медалью "За отвагу".
Абазов (Абазэ) Алим Алиевич
Родился в селении Дугублугей Баксанского р-на. Имел высшее образование. Не женат. Участвовал в наступлениях в январе-марте 1993 года, воевал на Восточном, Гумистинском фронтах, участвовал в освобождениях высоты Ахабюк, Сухума. Погиб в августе 1993 года. Награжден медалью “За отвагу”.
Абазов (Абазэ) Арсен Исуфович
Родился в селении Хамидие Терского р-на. Не женат. Воевал на Гумистинском фронте. Участвовал в январском наступлении. Погиб 13 августа 1993 года. Награжден медалью “За отвагу”.
В ряду имен писателей, внесших заметный вклад в развитие адыгейской советской литературы, находится имя известного поэта и прозаика Киримизе Хаджимусовича Жанэ.
Коков Джамалдин Нахович (1930, с. Малка, КБР - 20.06.2019) - ученый-языковед, педагог. Заслуженный деятель науки КБАССР (1989), доктор филологических наук (1975), лауреат Государственной премии КБР в области науки и техники (1994), профессор (1978), зав. кафедрой русского языка КБГУ (с 1971), действительный член РАЕН, АМАН. Основное направление научной деятельности - адыгская ономастика. Автор 130 научных публикаций, в том числе 8 монографий и учебных пособий. Основные работы: "Кабардинские географические названия" (1966), "Балкарский топонимический словарь" (в соавторстве, 1970), "Вопросы адыгской (черкесской) антропонимии" (1973), "Из адыгской (черкесской) ономастики" (1983), "Старославянский язык" (1997), "Избранные труды" (в 2-х томах, 2000-2001).
Дзамыхов Назир Беляльевич родился в известном старинном черкесском селе Хумара, откуда вышли многие государственные деятели, деятели науки, культуры, спорта. После службы в рядах Советской Армии он связал свою жизнь служению в правоохранительных органах и прошел путь от инспектора дорожной службы до полковника - начальника Управления ГАИ Республики.
Современник Ш. Ногмова Хан-Гирей также внес значительный вклад в культуру адыгов.
Человек удивительной судьбы, разносторонних знаний и интересов, наделенный одновременно блестящими способностями военачальника, историка и писателя, он прожил короткую, но творчески плодотворную жизнь. За непродолжительное время он сделал столько, что навеки обессмертил свое имя. Он оставил бесценное наследие, являющееся подлинной энциклопедией общественно-политической и духовной жизни адыгского парода в прошлом, имеющее непреходящее познавательное и эстетическое значение.
Родился 30 марта 1946 года в селении Заюково Эльбрусского района КБР. Окончил русско-кабардинское отделение КБГУ (1970). Известный в Кабардино-Балкарии, на Северном Кавказе, в адыгском мире общественный деятель, публицист, литературовед, просветитель.
Автор книг «Моя надежда - моя ладья», «Звезды на небе и на земле», «Вся жизнь на виду», «Адыгские мамлюки», «Разбросаны адыги по белому свету», «День Победы», автор-составитель сборников «Юрий Темирканов», «Синие горы Кавказа», «Одна судьба - одна дорога», «Всадник чести», «Черкесы в Израиле», «Наследие» и мн. др.
Основоположник кабардинской советской литературы. После окончания сельской школы (1914) поступил в Баксанскую духовную семинарию (медресе), из которой был исключен за организацию протеста против решения администрации уволить Нури Цагова, преподававшего дисциплины на кабардинском языке. В 1915 г. Ш. поступил на курсы по подготовке учителей для Северного Кавказа, учился до 1916-го, а затем за отличные успехи в учебе направлен дирекцией курсов в Крым, в г. Бахчисарай, в педагогическое училище им. И. М. Гаспринского. В декабре 1917 г. в связи с событиями Февральской революции в России училище было закрыто, и Ш. в числе 10 лучших учеников по решению его администрации направлен для завершения образования в Турцию., Здесь им написано стихотворение «Нанэ» (Мать. 1917), положившее начало его поэзии. Глубоко лирическое, написанное от лица героя - юноши, оно исполнено бесконечной любви к матери, к родной земле. Рожденное из боли и сострадания к соплеменникам, потерявшим родину из-за Русско-Кавказской войны и мухаджирства, оно в то же время полно глубокой веры и светлой надежды. Та же острая боль звучит в стихотворении «Тырку хадэм» (В турецком саду. 1917), написанном в жанре баллады. Сюжет стиха предельно прост: в саду встречаются лирический герой и девушка-кабардинка Жанпаго, рожденная в Турции. Живя в райском саду, она забыла родство с Кавказом и утратила душу своего народа - его язык. За судьбой этой красавицы встает трагедия адыгов - мухаджиров-переселенцев. Страстным протестом против турецкого произвола звучит четверостишие: «Чингизово знамя черное, недоброе / Адыгам тени не даст. / Солнцем, Тимуром хромым зажженным, / На Эльбрусе снега не растопить».