В середине августа 1941 г. в Нальчик из Москвы, к которой рвались немцы, эвакуировали деятелей искусств. В их числе были Сергей Сергеевич Прокофьев и другие известные композиторы. А также часть труппы знаменитого МХАТа – В. И. Немирович-Данченко, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова, выступавшие иногда к всеобщему огромному удовольствию в городском театре.
В одну из последних встреч с Прокофьевым, когда враг был уже на подступах к Кавказу и деятелей культуры собирались отправить подальше от войны, на восток, Хату Темирканов принес Прокофьеву старую нотную тетрадь. Она содержала записи композитора Сергея Танеева 1885 года – кабардинские фольклорные песенные и танцевальные материалы, которые никто до этого не использовал. Хату Сагидович попросил композитора написать для республики музыкальное произведение, основанное на народной музыке. «Обязательно напишу», – пообещал Прокофьев.
Позже он вспоминал, что в начале работы над квартетом опасался, поймут ли его в республике: «Ведь музыкальная культура Кабарды, с точки зрения европейской музыки, еще мало развита, если исключить превосходные народные песни. Однако председатель управления по делам искусств, с которым я поделился своими сомнениями, оказался человеком широких взглядов и успокоил меня: "Пишите, как вы чувствуете; если мы не поймем ваш квартет сейчас, оценим его позднее».
В ноябре 1941 года композитор телеграфировал уже из Тбилиси: «Квартет закончен, прослушан, одобрен Мясковским, Нечаевым, Ламмом». Премьера квартета состоялась 5 сентября 1942 года в Москве. А вскоре, также вдохновленные народными мотивами, подарили республике свои сочинения Н. Я. Мясковский, А. Н. Александров, С. Е. Фейнберг, А. Б. Гольденвейзер. Так, благодаря Хату Сагидовичу, музыкальная культура Кабардино-Балкарии значительно обогатилась. |