Четверг, 24.08.2017, 13:38 RSS

Главная

Музыка и Видео Галерея Статьи Блог Ссылки Форум Почта Контакты Регистрация Вход
Къеблагъэ Хьэщlэ
Новое! Создайте себе почту @adygaabaza.ru подробнее...
Новое! Адыгская Википедия перейти...
История одной песни
Блог » Тыгъужъыкъуэ Къызбэч (Тугужуко Казбич) »
23:07
Тыгъужъыкъуэ Къызбэч (Тугужуко Казбич)
Тыгьужъыкъо Къызбэч    
Это рассказ о мужчине, воине, отце, полковце. Это рассказ о человеке, который посвятил всю свою жизнь защите родной земли, семьи и религии, не склоняя головы перед трудностями. Он всегда шел вперед. О таких слагают песни. Это история храброго шапсуга из рода Шеретлоко. Это рассказ о том, кого Джеймс Белл и вся общественность Европы 19 века называли "The Lion of Circassia " - "Лев Черкесии".
    Казбек Шеретлоко родился в 1777 г. в ауле Беаннеш, что находился в бассейне реки Адыгум, притоке Кубани. Это земля в нынешнем Крымском районе. Был одним из семи братьев у своего отца Тугуза.
    Тыгъужъыкъо Къызбэч начал свои ратные подвиги еще в 1796г. В возрасте 19 лет он участвовал в Бзиюкской битве. В ходе этого сражения он получил рубленую рану лица. Генерал В.А. Потто, автор книги "Кавказская война" пишет о том, что несмотря на такое ранение: "Сам Казбич дрался как бешеный и смог прорвать окружение".
Беззаветная храбрость Казбека быстро принесла ему славу. Под его знамена стекались отряды. Казбек с регулярным постоянством совершал набеги на Кавказскую Линию, основными объектами военных действий его отряда были станицы и укрепления: Елизаветинская, Марьянская, Георгие - Афипская (ныне пос. Афипский), Абинская и другие.
Правдивый историко-психологический портрет героя дан на страницах романа адыгского просветителя Хан-Гирея "Бесланий Аббат": "удивительно влиятельный среди шапсугов Кзильбич из Шеретлуковой фамилии", "стоило только разослать гонцов от имени Кзильбеча, и тысячи стекались под его предводительство"
    Расцвет предводительской деятельности Казбека приходится на 1810-1839 гг. С кем только не встречался Казбич с 1810 по 1839г.г. на поле брани! Он предводитель шапсугских отрядов, нигде не прошедший азы военного искусства, противостоял таким, как Бурсак, Власов, 3авадовский, Бескровный, Кухаренко и многим другим предводителям регулярных царских войск.
    В январе 1830 г. «лев черкесов» с 4 тыс. горцев яростно атаковал станицу Елизаветинскую и разорил ее, но в итоге потерпел поражение от отряда атамана А. В. Бескровного.
Наибольшую славу ему принесло сражение, состоявшееся в 1834 г. на реке Абын (Абинское сражение). Казбек во главе 700 шапсугских всадников разбил и обратил в бегство 14- тысячный царский отряд.В сражении погибло 150 русских воинов, было захвачено 7 телег с фуражом. 
    В том же году Казбек, предводительствуя 900 горцами, разогнал еще больший царский отряд, отобрав у него всю его добычу, включая пленных из 9 черкесских аулов.
В 1837 г. в сопровождении 250 человек Кизбеч атаковал на правом берегу Кубани русский форт, прогнал занятых сенокосом солдат, которые побросали косы как сказано в источнике, числом около 200 штук. Забрав их в виде трофея, кизбечовцы вернулись домой.
    Кизбеч выступал не только организатором военных походов, но и выказывал личное мужество и героизм. В начале июня 1837 г. он в одиночку бросился на стражу Николаевского форта, пленил солдата и прихватил с собой 9 винтовок. 
Казбек отличался, помимо мужества и храбрости, благородством воина и очень ценил отвагу. Вот один из примеров этого. 
В 1834 году Шеретлоко Казбек с войском из 1200 отборных всадников столкнулся неожиданно с отрядом линейных казаков числом не более 300 человек. Начался неравный бой, итог которого можно было легко предугадать. Однако Казбек, видя героический настрой казаков и восхищенный их мужеством, приказал своему отряду отступить и выдвинуться вперед такому количеству воинов, которое было равно числу казаков; теперь все остальные черкесы были лишь наблюдателями развернувшегося сражения. 
    Французский писатель, комментируя этот эпизод, пишет, что не зря и не только за храбрость Казбека прозвали Черкесским Львом.
    В октябре 1838 г. в одном из сражений Казбек получил 7 тяжелых ран, ранены были и его сыновья. Вскоре один из них умер. Но это обстоятельство, по словам Д. Белла, «... не растрогало отца, и он посмотрел на его смерть, как и вообще здесь смотрят на нее, как на предопределение свыше». Однако адыгские предания говорят о том, что услышав весть о гибели сына, Казбек в одиночку бросился на русскую станицу и изрубил с десяток казаков.
Как воин, Казбек пользовался большим уважением среди противников. Царские генералы вступали с ним в переговоры и неоднократно предлагали перейти на службу России.. Но «лев черкесов» относился с презрением ко всем предложениям русских.
    Казбек в ходе войны успел выполнить свой долг мусульманина - совершил хадж в Мекку. По пути в Мекку Казбек пересекал Египет. Наслышанный о подвигах Казбека, султан Мисра (Египта) приглашал Хаджи Казбека к себе в военноначальники. Однако тот отказался и вернувшись на родину, продолжил войну.
Хорошо известен часто воспроизводимый в литературе портрет известного предводителя черкесов Шеретлуко Кизбеча, принадлежащий перу английского эмиссара Д.Белла, побывавшего на Кавказе в 1837-39 гг. и лично знакомого с предводителем адыгов. Вопреки запрету, знатный черкес позволил англичанину нарисовать себя рядом со своим боевым конем. На рисунке мы видим высокого, осанистого, богато одетого старика в белой чалме "хаджи", держащего под уздцы лошадь. На этом коне он, по преданиям, появлялся в особо жарких схватках с царскими гарнизонами, вдохновляя воинов на борьбу Английский журналист Д.Лонгворт так описывает его в своем дневнике: "Его свободная и воинская манера поведения, сопровождаемая ленивой и не лишенной изящества походкой вразвалку... Его оружием были лук, колчан со стрелами, дамасская сабля и стальная кольчуга, поблескивавшая на его груди под кафтаном. Его одежда была не богатой, но тщательно пригнанной по фигуре и совершенной. Его сафьяновые башмаки в особенности были очень хорошо пригнаны к его маленьким и изящным ступням. Однако в его облике, в зловещем спокойствии его рта и в диком блеске его пронзительных серых глаз было нечто такое, что без предварительного объяснения со стороны его соплеменников я бы мог принять его за льва".
    Николай 1, предлагал большие деньги за портрет работы Белла, но так его и не получил. Как выше было сказано, Казбичу неоднократно предлагали на весьма выгодных условиях перейти к русским, поступить на службу в Каире, но он предпочел вернуться "к пирушкам с друзьями на лоне любимых гор и сражениям с гяурами на берегах Кубани". 
Помимо участия в сражениях, Казбек был также видным общественным деятелем адыгского народа. Для единения народа в сопротивлении агрессору шапсугам необходимо было иметь знамя. Казбек Шеретлоко, наряду с такими именитыми войнами как Жанэ Науцыку, Планэко Алчерий, был одним из создателей боевого знамени шапсугов.
    В.А. Потто описывает Казбека в своем пятитомнике "Кавказская война" следующим образом:
"Но между черкесскими вождями был один человек, который во все это время не сообразовался с действиями других, не ездил в Анапу и на свой риск и страх, с отборной партией в пятьсот наездников, грозил русским пределам. Это был шапсугский уорк Казбич (собственно — Кзильбеч) из знаменитой фамилии Шеретлуковых.
    Даже среди черкесских головорезов и удальцов Казбич был личностью необыкновенной, исключительной. С самых юных лет он отличался поражающей неустрашимостью, соединенной с характером суровым, упрямым и грубым. Самая наружность его, огромный рост, громкий голос, дерзкие и грубые ухватки, казалось, созданы были для того, чтобы иметь неотразимое влияние на народ, для которого война была ремеслом. Бурная, беспечная, удалая жизнь среди битв и набегов отвечала его наружности. И там, где другие предводители должны были употреблять усилия, чтобы собрать несколько сот всадников, Казбич, который, однако, не славился ни особенным умом, ни красноречием и общительностью, мог во всякое время располагать целыми тысячами. Счастливые стечения обстоятельств, видимо, покровительствовали этому герою разбоев: предпринимал он набег — и набег удавался, хотел с ним соперничать другой — и терпел поражение. В конце концов в народе сложилось суеверное представление, что Казбич своим присутствием приносит счастье в набеге.
Как нарочно, калаусское поражение шапсугов должно было необыкновенно поднять тогда уже немолодого Казбича в мнении соплеменников и облечь его какой-то мистической загадочностью: он, только и живший боевыми тревогами, на этот раз не только сам отказался идти в набег, но по какому-то темному предчувствию горячо отговаривал и других. И теперь бесполезная гибель, и гибель позорная, тысячи двухсот человек, как бы на поругание брошенных в болото, в мутную воду, грудами, и лишенных покрова родной земли,— представлялась как бы следствием того, что не послушались Казбича.
Чтобы докончить характеристику знаменитого шапсуга, необходимо сказать, что и впоследствии ни гибель сыновей, ни множество ран, ни старость не отучили Казбича от любимого ремесла — войны и набегов. Под старость он сходил в Мекку, но и священный титул хаджи не усмирил в нем строптивое сердце сурового наездника; всю свою жизнь он остался грубым шапсугом старого покроя. И умер он, хотя в глубокой старости, но от раны, полученной в набеге в 1839 году, оставя по себе долгую память. Еще при жизни его была сложена у шапсугов песня, в которой подробно передавались его дела и подвиги,— явление необыкновенное при известной скромности черкесов, и величайшим наслаждением Казбича в дни старости и бездействия было слушать эту песню, в которой постоянно говорится об обнаженной шашке героя. Суровая личность Казбича так поразила воображение соплеменников, что в жарких сражениях с русскими он, долго спустя после смерти, не раз чудился черкесам на белом коне и в белой одежде; об этом существует, по крайней мере, множество рассказов..."
Однако, описывая этого знаменитого шапсуга, многие историки не знали, что Казбек был душевным и открытым человеком.
По описаниям современников, Казбек очень любил танцевать, и был одним из лучших танцоров лъапэрисэ (лъапэрыф) во всей Западной Черкесии. Помимо этого он умел петь в два голоса. И на замечания о том, что в его преклонных годах не пристало принимать участие в плясках, Казбек неизменно отвечал, что не откажется от танца.

    Слава о Казбеке Шеретлоко неслась впеереди него. Еще при жизни о нем сложили песню, что редко бывает в среде черкесов.Песнотворец Слепой Осман сложил героическую песню о Тугужуко Кизбече еще при жизни героя, в знак особого почтения и признания заслуг. В ней такие слова: 

"Полная луна - навершие его шлема, 
Его тетива никогда не срывается. 
Кизбеч на мечах биться любит, 
Пикой могучей врагов повергает, 
Войско огромное его устрашить не может. 
Муж, к подвигам всегда готовый. 
Раненых с поля боя выносит. 
Среди мужчин - он лев. 
Пленных выкупает, 
Двое его сыновей орлам подобны, 
Князья адыгской земли мечтают увидить его, 
Слава о нем до русского царя доходит, 
Египетский царь ему приветствие шлет... "



Скачать песню в исполнении
Ансамбль Жъыу - Тыгьужъыкъо Къызбэч


    Казбек жил как настоящий мужчина. И умер он также. Не в теплой постели, а от множества ран, полученных им в одном из сражений в конце 1839 г. Ул1энми л1ыгъэ хэлъщ, говорят адыги.
Пусть каждый черкес помнит за что сражался и умер славный шапсуг из рода Шеретлоко – Тыгъужъыкъэ Къызбэч. Храните память о нем и пусть каждый отец расскажет эту историю своему сыну!

Written by Circassian Shoma.

Категория: Великие адыги (черкесы) | Просмотров: 8868 | Добавил: Admin | Теги: Тугужуко Казбич, Тыгъужъыкъуэ Къызбэч | Рейтинг: 4.6/8
Всего комментариев: 3
3  
Владелец http://healbio.ru/ лох.

2  
applause

1  
wink

Имя *:
Email *:
Код *:
Случайное фото
Топ статей
Темы форума
Теги
флаг черкесия адыгэ обычаи традиции Султан Ураган Хажироков Сосруко мучные блюда блюда из мяса и птицы супы Заур Тутов личности адыгэш Аслан Дудар Маремуков Кабарда дэмыгъэ тамга Черкесский флаг Псейтук Хацаев Магомед Дзыбов Дзыбов дахэ кабардинская лошадь культура кухня Нахушев Жъыу Нартский эпос кардангушев зарамук черим уэрэдыжь адыги Аслан Готов Оштэн адыгский юмор Аков Мухарбек Акъ Мухъэрбэч кунижев хаждал Азамат Биштов Биштов черкес Бэрэтэрэ Хьабидэт Пшихачев Мухажир ПщыхьэщIэ Мухьэжыр шалов хусен къуныжь хьэждал Ансамбль Синд
Copyright AdygaAbaza.ru © 2017

На сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Статистика
$
Друзья