История одной песни | Великие адыги (черкесы) | Литература |
В характере Заурбека Даутокова-Серебрякова (фото из альбома Жуменко, Заурбек в центре) было сначала сделать, потом сказать. Опыт его жизни научил его, что при всяком деле надо рассчитывать прежде всего на самого себя. До последней минуты он ни с кем не поделился своими планами. Даже тогда, когда он выехал, за границу города и уже казалось бы, ведь жребий был брошен нечего было таиться, все-таки на вопрос случайного встречного: «Куда едешь, Заурбек?» «Еду в гости, к Хабыжу...» - он отвечал.
После убийства комиссара Сатова коммунисты решили, что имеется отличный предлог развить и усилить свою деятельность. Не проходило дня, чтобы кого-либо не арестовали. Часть арестованных отправлялась «в центр», но кто знал, куда действительно направлялась она? В народе начались волнения. Заурбек приступил к сборам...
Он сидел в своей комнате, с запе
...
Читать дальше »
Описание конфликта Тохтамышева Анзора и братьев Кушховых из архивных документов:
Каким бы подчас провинциальным ни казался серьезный конфликт, в нем, как в зеркале, почти всегда отражается социальная жизнь народа своего времени. Одним из таких столкновений, завершившихся кровавой развязкой, была тяжба Тохтамышевых и их подвластных узденей Кушховых. Этому событию народ посвятил песню, к нему не раз обращались Хасан Эльбердов, Зарамук Кардангушев другие исследователи. Однако, как показывают наши «раскопки» в хранилищах старинных рукописей, многое в этой трагической истории до сих пор остается не только тайной. Отдельные ее стороны преувеличены, а другие подвергались неизбежному в устном народном творчестве искажению. Кушховы из аула Тохтамышева известны в народе прежде всего по песне «Жалоба Жамбота и Якуба Кушховых», написанной, по сведениям Зарамука Кардангушева, гегуако Исупом Масаевым. В ней братья Кушховы, конечно, положительные, а Тохтамышевы сплошь да рядом отрицательные герои. Подобные герои встречаются только в сказках и преданиях. Реальная жизнь куда сложнее и богаче. О ней мы и расскажем.
В самом начале 1857 г., 23 января, штабс-ротмистр Анзор Тохтамышев жаловался начальнику бывшего Центра Кавказской линии: «Проживающие ... Читать дальше »