Top right design element

Главная

Музыка и Видео Галерея Статьи Блог Форум Карта Сайта Почта Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Национальная музыка » Черкесская эстрада » Антология народной музыки. Душа народа. Адыгская музыка
Антология народной музыки. Душа народа. Адыгская музыка
AdminДата: Пятница, 16.04.2010, 22:29 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 120
Статус: Оффлайн
Антология Адыгской музыки
Многовековая история адыгов нашла отражение в музыкальном фольклоре. В архаических обрядовых действиях и песнях широко представлены боги-покровители из языческого пантеона. Следы христианского и мусульманского вероисповеданий обнаруживаются в некоторых обрядах и песнях (Илья-пророк – Елэ, Святой Георгий – Даущджэрджий, рождественские песни - Хъуромэ). Жанровую трансформацию в быту имеют напевы исламских богослужебных песнопений – Закиры. Адыгская песня отмечена двумя формами исполнения: первая – сольная – типична для жанров, предполагающих индивидуальную форму бытования или сугубо женское исполнительство, вторая – сольно-групповая, которая предполагает коллективный характер сотворчества и мужской состав исполнителей (ежьу). Народный инструментарий адыгов включает 3 группы: духовая – камыль (продольная флейта), бжами (сигнальный рожок), сырына (тип флейты), накыра (шалмей с проскакивающим язычком), бжанифа (волынка); струнная – апапшина, шикапшина, шапсугская лира и цитра; ударные – пхацич или пхачич (вид трещотки), пхатырко (ударяемые доски), шонтрып (двустронний барабан с талией и без талия), доул (двухсторонний барабан). С конца XIX века распространение получила диатоническая клавишная гармоника (пшина), а с 70-х годов XX века гармоника трансформировалась в хроматическую.

Адыгская народная песня занимала особый общественный статус: она долгое время оставалась важным информационным каналом, который фиксировал этапы исторического развития этноса; фольклорные жанры служили мерилом общественного сознания, диктовали нравственно-этические и эстетические идеалы. Благодаря такой роли народной песни, общество полностью доверяло песне и принимало достоверность и истинность содержания фольклорного текста.

Адыгская (Черкесская) музыка*

1.Ислъамый (Исламей, танцевальный наигрыш)
2.Инарыкъуей къафэ (Инарокоевское кафа, танцевальный наигрыш)
3. Дзэлыкъуэ хъупlэ (На пастбище Дзалуко, лирическая песня)
4.Чэбэхъан изэфакlу (Танец Чабахан, танцевальный наигрыш)
5. Хьагъэуджым изэфакlу (Танец Хагауджа, танцевальный наигрыш)
6. Гухэлъхэр (Раздумье, инструментальный наигрыш)
7. Пщымазытхьэ (Пщимазитха, обрядовая приуроченная песня)
8. Хьакъулащ (Хакуляш, танцевальный наигрыш)
9. Мэзгуащ (Мазгуаш, танцевальный наигрыш)
10. Къэжыхь (Кажих, танцевальный наигрыш)
11. Гущыlэ уэрэд (Шуточная песня, шуточная песня)
12. Мемрыкъом иорэд (Песня Мамрука, танцевальный наигрыш)
13. Абрэдж Нухъэ иорэд (Песня Абреджа Нуха, танцевальный наигрыш)
14. Загъэлъат (Загатлят, танцевальный наигрыш)
15. Сэрмахуэ (Сармахо, героическая песня-плач)
16. Ощ нахьи сынахъдахи (Я краше тебя, танцевальный наигрыш)
17. Лъагъуныгъэ уэрэд (Я сохранила твой взгляд, лирическая песня)
18. Къэрэкъамыл (Каракамыль, танцевальный наигрыш)
19. Вэгъэудзэ и уэрэд (Войска времени пахоты, героическая песня сетование)
20. Мерзейхэ я къафэ (Танец Мирзоевых, танцевальный наигрыш)
21. Нарт къафэ (Нартская плясовая, инструментальный наигрыш)
22. Нарт къашъу (Нартская плясовая, инструментальный наигрыш)
23. Нарт къафэ (Нартская плясовая, инструментальный наигрыш)
24. Лашын нартыжьхэм яхуэусэ (Лашин поет о женихах нартах, эпическая песня)
25. Бэдынокъуэ нарт хасэм къокIуэ (Бадыноко приезжает на хасу нартов, эпическая песня)
26. Сосрыкъуэрэ ТIотIрэшрэ зозауэ (Бой Сосруко с Тотрешем, эпическая песня).

Общее время звучания: 71 минута 10 секунд.

*Диск можно приобрести в Интернет-магазине “Фирмы Мелодия” Перейти на сайт

 
Форум » Национальная музыка » Черкесская эстрада » Антология народной музыки. Душа народа. Адыгская музыка
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: